«Слушать… Слышать… Говорить…» — так называлось занятие на развитие коммуникативных навыков у подростков 12-14 лет, которое провела педагог-психолог МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Котовска Никульшина В.В. в рамках реализации плана работы межведомственной опорной площадки «Подросток и общество».
Человек — существо социальное. Мы живем среди людей, поэтому не можем не общаться. Общение играет важнейшую роль на протяжении всей жизни человека, а в подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. Вот поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности в обучении.
В ходе занятия подростки узнали, что вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.
Под вербальным общением понимается привычный нам звуковой язык. Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.
Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов. Инструментом такого общения становится человеческое тело, имеющее огромное количество выразительных возможностей.
Тренинговые упражнения «Неиспорченный телефон», «Слепой и поводырь» помогли ребятам отработать как навык передачи речевой информации, так и навык невербального общения. Весёлые игровые задания «Простроиться по..», «Себе-соседу» показали важность совместной деятельности для достижения цели.
Конечно, такую обширную тему, как общение, за одно занятие усвоить невозможно. Впереди у ребят новые занятия и новые знания. Китайский мудрец Лао Цзы утверждал: «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». С данным метафоричным высказыванием, наполненным глубоким смыслом, нельзя не согласиться. Лао Цзы обращает внимание на большое значение начала любого свершения в человеческой жизни. Любое дело, которое совершается человеком, всегда с чего-то начинается. И пусть маленькие путешествия подростков в большой мир помогут им стать лучше.