Информация об авторе (держателе) практики
ФИО: Ускова Елена Александровна
Контактный телефон: 8 (4752) 44-06-31
Адрес электронной почты: cdod@city.tambov.gov.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Тамбов, ул. Гастелло, д.32а
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Художественная
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Креативный дизайн»
Краткое описание
Формирование дизайнерских композиций, с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности и применение их при проектировании предметов одежды и интерьера.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы
Целевая аудитория
Дети среднего и старшего школьного возраста
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
15 человек
Возрастные ограничения
12-15 лет
Цель практики
Развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством дизайнерской деятельности, формирование умений и навыков проектного характера.
Задачи практики
Обучающие:
познакомить с:
- с основными этапами истории дизайна и особенностями работы дизайнера, с тенденциями в развитии дизайна;
- представлениями о средствах и свойствах композиции, принципах цветоведения;
- различными техниками работы с материалами, особенностями их сочетания;
- терминологией в рамках программы;
- алгоритмом выполнения проекта;
научить:
- самостоятельно реализовывать проект от замысла до конечного результата;
- применять технологические приемы при самостоятельной работе над изделием;
- выполнять требования техники безопасности при использовании инструментов и оборудования;
- применять полученные умения, навыки и знания в создании собственных образцов в стиле народных традиций;
- разрабатывать композицию изделия на основе дизайн – подхода;
- применять в работе нетрадиционный материал;
- разрабатывать мультимедийное сопровождение презентации творческих проектов;
- сформировать навыки воплощения идеи в материале,
- созданию макетов с использованием разнообразных материалов и применением различных технологий, инструментов, оборудования.
Развивающие:
сформировать и развить:
- мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи в области дизайна и проектирования;
- способность к самооценке и пониманию оценок других людей;
- основы экологической культуры и здоровьесберегающего поведения;
- эстетические чувства на основе знакомства с искусством дизайна;
научить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Воспитательные:
- развивать способность к выражению собственного мнения и позиции;
- научить учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- развивать способность к общему решению задач в совместной деятельности;
- воспитывать умение адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации.
Краткое обоснование актуальности практики
В современном мире востребованы специалисты, способные создавать визуально привлекательные и функциональные продукты — от веб-сайтов до промышленных объектов. Занятия дизайном помогают подросткам научиться генерировать идеи, экспериментировать и находить оригинальные решения задач. Это особенно важно в эпоху инноваций, где способность к творчеству определяет конкурентоспособность личности. Обучение дизайну помогает учащимся определиться с профессиональным выбором и получить базовые навыки, которые пригодятся в таких сферах, как графический дизайн, архитектура, мода, реставрация.
Методология практики
технология сотрудничества, метод «мозгового штурма», технология критического мышления, технология проектирования.
Методы обучения:
- словесные (мини – лекции, беседы);
- наглядные (демонстрация слайдов, иллюстраций, приёмов эскизирования);
- частично – поисковые, исследовательские и практические (моделирование, эскизирование, выполнение образцов, изготовление изделия в миниатюре, создание компьютерной презентации, решение творческих задач и т.д.).
Приёмы формирования мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, перенос знаний в новую ситуацию).
Формы проведения занятий: лекция, беседа, практическая и самостоятельная работа, презентация и защита проекта, виртуальная экскурсия, конференция, викторина, тест, занятие — диспут, занятие — дискуссия.
Диагностический инструментарий включает мониторинги личностного развития учащихся и освоения дополнительной общеобразовательной программы, защита индивидуального или коллективного дизайнерского проекта.
Ожидаемый результат
Предметные результаты:
По завершению обучения учащиеся будут:
знать:
- об основных этапах истории дизайна и особенностях работы дизайнера, о тенденциях в развитии дизайна;
- о средствах и свойствах композиции, принципах цветоведения;
- о различных техниках работы с материалами, особенностях их сочетания;
- терминологию в рамках программы;
- алгоритм выполнения проекта;
уметь:
- самостоятельно реализовывать проект от замысла до конечного результата;
- применять технологические приемы при самостоятельной работе над изделием;
- выполнять требования техники безопасности при использовании инструментов и оборудования;
- применять полученные умения, навыки и знания в создании собственных образцов в стиле народных традиций;
- разрабатывать композицию изделия на основе дизайн – подхода;
- применять в работе нетрадиционный материал;
- разрабатывать мультимедийное сопровождение презентации творческих проектов;
Учащиеся приобретут навыки:
- воплощения идеи в материале,
- создания макетов с использованием разнообразных материалов и применением различных технологий, инструментов, оборудования.
Метапредметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи в области дизайна и проектирования;
- способность к самооценке и понимание оценок других людей;
- основы экологической культуры и здоровьесберегающего поведения;
- эстетические чувства на основе знакомства с искусством дизайна и архитектуры.
Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации.
Продолжительность реализации практики
1 год
Материально-техническое оснащение
учебное помещение;
цифровое оборудование: компьютер, мультимедийная установка. Электронные носители: CD-диски и USB- носители: флеш-карты, съёмные диски.
инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, пинцет, крючок, швейные иглы, иглы для вышивания, иглы для бисероплетения, булавки, кисточки, карандаши, ластик, линейка, циркуль, сантиметровая лента, электрический утюг, гладильная доска, клеевой пистолет;
материалы: кожа, ткань, синтепон, кружево, тесьма, ленты, сутаж, поролон, вата, натуральный и искусственный мех, швейные нитки, мулине, капроновая нить, проволока, бисер, стеклярус, бусины, калька, бумага, картон, копировальная бумага, миллиметровая бумага, акварельные краски, клей ПВА, клей «Момент», палочки для клеевого пистолета, сухоцветы, семена и плоды растений;
наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: таблица «Основы цветоведения»; схемы изделий; коллекции ниток; образцы изделий;
раздаточный материал, инструкционные и технологические карты; дидактические карточки;
диагностические методики для определения уровня творческих способностей детей.
Информационное обеспечение: в условиях реализации программы необходим доступ учащихся к фонду интернет-ресурсов.
Необходимый уровень подготовки педагогов
1 педагог дополнительного образования, имеющий среднее или высшее профильное образование
Личностные достижения педагога
Победитель Всероссийского конкурса творческих мастер-классов с детьми «Твори с нами» (2023)
Финалист Областного фестиваля художественного и технического творчества среди педагогических работников системы дополнительного образования «Призвание» (2022)
Перспективы практики
Участие в региональных, всероссийских конкурсах, выставках и фестивалях изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Алгоритм действий при реализации практики
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут.
Занятия включают организационную, теоретическую и практическую часть. Организационная часть включает подготовку необходимых материалов для проведения занятия. Теоретическая часть направлена на освоение истории дизайна, инструментов дизайнера, изучение орнаментов, цветоведения, видов график, стилей интерьера, композиции костюма, имиджа и стилей в одежде. Практическая часть занимает большую часть времени, направлена на разработку индивидуальных творческих проектов и выполнение творческих заданий в области видов дизайна, методов и средств дизайнерского проектирования.
Формы демонстрации достижений учащихся: творческие занятия, выставки изделий, презентации творческих работ и проектов.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
7
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Нет
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
100%
Результативность реализации практики
Достижения учащихся:
3 место в городском конкурсе «Зимнее чудо» (2023)
1 и 2 место в городском конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества «Тамбовский сувенир» (3 чел.) (2024)
1 место в муниципальном этапе областного конкурса изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Палитра ремесел» (2025)
