Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания
Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Театральные ступени»

Программа направлена на формирование эстетической культуры, создание комфортных условий развития личности, способствующих ее социальному и профессиональному становлению

Рубрики: 

Метки: , ,

Информация об авторе (держателе) практики

ФИО: Постникова Татьяна Валентиновна
Контактный телефон: 89537101051
Адрес электронной почты: postnikova-1979@mail.ru
Должность: Педагог дополнительного образования

ФИО: Блинкова Ирина Сергеевна
Контактный телефон: 89027266002
Адрес электронной почты: irins1956@mail.ru
Должность: Методист

Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Тамбов, ул. Гастелло, д.32а
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» 

Информация о практике

Направленность дополнительного образования

Художественная

Название практики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Театральные ступени»

Краткое описание

Программа направлена на формирование эстетической культуры, создание комфортных условий развития личности, способствующих ее социальному и профессиональному становлению.

Форма проведения

Очная

Направления деятельности

Разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы

Целевая аудитория

Дети младшего и среднего школьного возраста

Единовременное вовлечение детей при реализации практики

15 человек

Возрастные ограничения

7-15 лет

Цель практики

Приобщение детей к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально-активной личности средствами театрального искусства.

Задачи практики

Задачи 1 года обучения:

образовательные:

  • обучить основам сценического действия;
  • познакомить с основным языком театрального искусства; познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности;
  • дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины;

развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу, образное мышление; развить умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • способствовать развитию культуры речи.

воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;
  • воспитывать чувство ответственности за общее дело; воспитывать культуру поведения в театре;
  • формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа;
  • содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса;
  • содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности.

Задачи 2 года обучения:

образовательные: 

  • познакомить: с историей театра; с основами сценического искусства;
  • научить: выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене; анализировать текст и образы героев художественных произведений;
  • сформировать: навыки театрально- исполнительской деятельности;
  • овладеть: основными навыками речевого искусства.

развивающие: 

  • развивать творческие задатки каждого ребенка;
  • пробудить интерес к чтению и посещению театра;
  • пробудить интерес к изучению мирового искусства;
  • развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, художественный вкус;
  • развивать индивидуальные актерские способности детей (образное мышление, эмоциональную память, воображение, сосредоточенность, наблюдательность, выдержку, слуховое и визуальное внимание, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействие с партнером на сцене);
  • формировать правильную, грамотную и выразительную речь;
  • развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение вести диалог;
  • развивать навыки самоорганизации;
  • формировать потребность в саморазвитии

воспитательные:

воспитывать:

  • интерес к театральному искусству и зрительскую культуру;
  • волевые качества, дух командности (чувство коллективизма, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие, ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу и человеку;
  • социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству.

прививать:

  • культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
  • навыки поведения и совместной деятельности в творческом коллективе.

Задачи 3 года обучения:

образовательные:

  • познакомить учащихся с основами театральной культуры, видами театрального искусства; обучить основам актерской техники;
  • научить контролировать свое тело;
  • научить правильному распределению сценического внимания, а также способам его концентрации;
  • научить логике и последовательности в сценическом действии;
  • научить действенному разбору драматического произведения;
  • расширить знания в области драматургии;
  • научить комплексу принципов и приемов, необходимых для работы над ролью.

развивающие:

  • развивать память внимание, воображение, фантазию, ассоциативное и творческое мышление; развивать способность анализировать логику человеческих поступков как в жизни, так и в литературных произведениях;
  • развивать пластические и речевые данные;
  • развивать коммуникабельность и стремление к познанию мира;
  • развивать аналитический подход к своей работе (самоанализ);
  • развивать навык творческого подхода к работе над ролью;

воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
  • воспитывать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству; воспитывать навыки самодисциплины; воспитывать дух команды, взаимовыручки и поддержки в коллективе;
  • учить корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.

Краткое обоснование актуальности практики

Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей культуры и образования, подготовки к профессиональной деятельности. Театрализованная деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья детей. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир ребенка.

Методология практики

При проведении занятий применяются следующие методы:

  • комбинированное и практическое занятие;
  • репетиция;
  • тренинг, мастер-класс, словесный, наглядный, показ спектакля;
  • практический объяснительно-иллюстративный (приобретение учащимися информации разными способами: зрительным, слуховым, речевым; форма-рассказ, показ видеоматериала, концерты);
  • метод устного изложения, комментирование, инструктирование, корректирование (форма – информация, беседа);
  • коммуникативно-деятельный (взаимосвязь в диалоге между педагогом и учащимся);
  • наглядный метод театрального показа (демонстрация театральных комбинаций, наблюдение и анализ театральной деятельности);
  • метод упражнений и домашних заданий;
  • метод практических действий, индивидуальные, групповые задания;
  • метод развития познавательной деятельности: проблемный (решение проблемных задач), творческий (сочинение комбинаций, импровизация), игровой метод соревнования предполагает подбор и применение игр, содержание которых включает в себя соревнование детей между собой;
  • методы воспитания: методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, беседа, пример);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, самостоятельная работа, упражнения);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Диагностические материалы:

  • таблица мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе и таблица мониторинга личностного развития обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
  • задания для проведения тестирования;
  • контрольно-измерительные материалы для оценки результатов обучения при проведении промежуточной аттестации обучающихся;
  • анкета для родителей, обучающихся;
  • задания для проведения тестирования с выбором ответа;
  • контрольный тест по программе «Театральные ступени»;
  • входная диагностика по актёрскому мастерству.

Ожидаемый результат

Предметные:

По окончании обучения учащиеся будут знать:

  • основные этапы развития театрального искусства;
  • понятие стиля и жанра в театральном искусстве;
  • основные исторические периоды развития русского театра;
  • выдающихся деятелей театра (режиссеров, актеров, драматургов) и исторические факты, связанные с формированием театров, созданием конкретных спектаклей;
  • специальные термины, применяемые в театральном искусстве, понятия «сквозное действие», «монтировка спектакля», «аллегория», «метафора», «гипербола», «сверхзадача», «словесное действие», «факты жизни», «факты искусства», «пластический образ»; теоретические основы актерского мастерства;
  • правила орфоэпиии законы логического построения речи, а также способы их практического применения в работе над ролью; элементарные законы режиссуры; правила техники безопасности при работе с партнером;  несколько разных техник нанесения и видов грима разнохарактерных персонажей;
  • приемы поведения при использовании различных костюмов;

будут уметь:

  • наблюдать окружающий мир, анализировать его закономерности и использовать результаты этого анализа в создании сценического действия; преодолевать мышечные и психологические зажимы при выходе на публику;
  • делать разбор прозаического и поэтического текста;
  • применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
  • проанализировав собственную роль, находить способы воплощения актерского образа;
  • определять сквозное действие роли;
  • раскладывать сквозное действие на простые физические действия;
  • проводить на занятиях весь комплекс актерского тренинга (пластический, речевой, психофизический) самостоятельно;
  • произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках. проходить весь путь от замысла роли до его воплощения на сцене;
  • применять полученные навыки и умения в области пластической культуры тела, сценической речи и актерского мастерства в работе над ролью;
  • самостоятельно проводить тренинги по мастерству актера, сценической речи и сценическому движению;
  • импровизировать;
  • создавать непрерывную линию внимания;
  • сценически оправдывать происходящее на сцене;
  • использовать приобретенные навыки в работе над образом в спектакле;
  • правильно оценивать свою и доброжелательно чужую работу;
  • выполнять организаторскую функцию на порученном отрезке репетиции;

будут владеть: 

  • основными навыками сценической речи;
  • простыми элементами внутренней техники актера; навыками сценического движения;
  • навыками самопроизвольной концентрации и расслабления.

Личностные результаты: 

  • активная гражданская позиция;
  • уважительное отношение к истории страны, ее прошлым и современным достижениям;
  • конструктивное взаимодействие с другими членами коллектива и взрослыми;
  • адекватная самооценка в рамках профиля деятельности;
  • стремление к совершенствованию результатов в выбранном профиле деятельности; следование общепринятым правилам и нормам поведения;
  • умение работать в паре и в команде (коллективе).

Метапредметные результаты

  • расширение кругозора в области литературы: знакомство с творчеством поэтов и писателей изучаемых художественных произведений;
  • расширение кругозора в области истории, изучение эпохи произведения (быт, костюм, нормы поведения);
  • умение планировать и организовывать процесс выполнения учебного задания;
  • умение самостоятельно анализировать итог сделанной работы;
  • умение выявить недочеты, ошибки, самостоятельно их справить; умение вдумчиво работать над ролью;
  • умение разрешать творческие конфликты на основе учета интересов всех участников творческого объединения.

Продолжительность реализации практики

3 год

Материально-техническое оснащение

Занятия проводятся в просторном проветриваемом помещении или актовом зале.

Для хранения костюмов головных уборов, декораций, реквизита необходимо наличие кладовых и костюмерных.

Перечень оборудования учебного помещения:

  • умный театр «STAGE CRAFT MAGIC» (оборудование для организации театральной деятельности);
  • 4 выносные ширмы;
  • 20 прожекторов DMX со светофильтрами;
  • штативы для осветительных приборов;
  • аудиоколонка;
  • 2 набора однотонных тканевых декораций (черные или белые);
  • 4 набора тематических тканевых декораций;
  • конструкция сцены;
  • короткофокусный проектор c напольной подставкой;
  • белый тканевый видеоэкран;
  • мультимедийный плеер с пультом ДУ;
  • бессрочный доступ к медиатеке аудио фрагментов, видеодекораций, световых эффектов и веб-порталу
  • доступ к веб-порталу с конструктором спектаклей;
  • 12 кубов 40×40 см;
  • стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, декорации, костюмы, фото и видеоаппаратура.

перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:

  • ноутбук, мультимедийная аппаратура, экран, аудиосистема для воспроизведения музыки, усилители звука;
  • перечень материалов, необходимых для занятий: ткани, теннисные мячи, среднего размера мячи, гимнастические палки;

требования к специальной одежде обучающихся:

  • свободная одежда, не стесняющая движений, удобная спортивная обувь.

Информационное обеспечение

компьютер, принтер, мультимедиа-проектор, телевизор, музыкальный центр, DVD-проигрыватель.

Методическое обеспечение

Методические папки по инсценировкам, спектаклям, содержащие текст инсценировок, режиссерский анализ пьесы, сведения об авторе, сценографию, эскизы костюмов и декораций, партитуру музыки и света спектакля, справочный материал.

Электронные пособия, включающие в себя комплекс материалов:

инсценировка;

материал об авторе;

режиссерский анализ произведения;

сценография; партитура света и музыки к спектаклю; аудио музыка к спектаклю; перечень реквизита и костюмов к спектаклю; фотогалерея сцен из спектакля; видео-спектакли;

мультимедийные презентации (декорации, история создания произведения, работа над образами и т.д.) для работы над постановкой спектаклей или инсценировками.

театральная игротека, методические разработки для уроков грима; актерского тренинга.  

Дидактические материалы

  • Карточки-задания по темам: «скороговорки», «буриме», «театральные термины».
  • Карточки-задания по актерскому мастерству: «кинолента видения», «оценка происходящего», «взаимодействие с партнером», «память физических действий», «темпо-ритм», «оправдание на сцене», «мышечная свобода», «психофизическое самочувствие», «анимация предметов», «предлагаемые обстоятельства», «событие».
  • Игры по истории костюма: «Европейская мода», «Из прошлого русской одежды»

Необходимый уровень подготовки педагогов

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование в области театрального искусства, без предъявления требований к стажу работы

Личностные достижения педагога

Диплом для преподавательского состава международного конгресса в сфере образования «Мастера профессии», г. Санкт-Петербург (2024)

Диплом для преподавательского состава национальной премии «Национальные стандарты», г. Санкт-Петербург (2024)

Сертификат участника практической и теоретической частей практикума «Содержание и формы организации социально-культурной деятельности, внедрение в образовательный процесс духовно-нравственных ценностей и базовых элементов патриотического воспитания в учебных заведениях», г. Санкт-Петербург (2025)

Свидетельство международного образовательного конгресса от Китайской Академии профильных искусств «Asia-Pro. Education» + практикум по профильной теме «Применение высоких технологий в образовательном процессе», г. Санкт-Петербург (2025)

Перспективы практики

Участие в городских и региональных мероприятиях, всероссийских конкурсах

Алгоритм действий при реализации практики

Образовательная деятельность строится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

Объем программы составляет 576 часов:

1год обучения: 144 часа в год,

2год обучения: 216 часов в год,

3 год обучения: 216 часов в год

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа для групп первого года обучения, два раза в неделю по 3 академических часа или три раза в неделю по 2 часа для групп второго и третьего годов обучения с перерывом в 10 минут между занятиями.

Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей в группе. Программой не определяются требования к начальному уровню подготовки учащихся. Программу могут осваивать дети как без какой-либо специальной подготовки, так и обучающиеся, уже обладающие небольшим опытом.

Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)

10

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

Недостаточное финансирование выездов на конкурсные мероприятия и соревнования всероссийского и международного уровней

Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей

100%

Результативность реализации практики

Гран-при III открытого городского конкурса чтецов «За пером жар-птицы» (2023) – 18 человек

Гран-при IV открытого городского конкурса чтецов «За пером жар-птицы» (2024) – 20 человек

Лауреаты 1 степени I V Международного конкурса-фестивля культуры и искусства «Алые паруса», г. Санкт-Петербург (2024) – 20 человек

Лауреаты 1 степени Международного патриотического конкурса-фестивля «Наследники Победы», приуроченного к празднованию 80-летия Великой Победы Русского народа г. Санкт-Петербург (2025) – 20 человек

Лауреаты 1I степени II Открытого Всероссийского многожанрового военно-патриотического фестиваля-конкурса «И помнит мир спасенный», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и 115-летию со дня основания жанра «Искусство художественного слова» Тамбов (2025) – 18 человек

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее - Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" - небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако, это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен