Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания
Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по самбо «Сила-самбо»

Создание устойчивой мотивации и потребности в регулярных занятиях самбо

Рубрики: 

Метки: ,

Информация об авторах (держателях) практики

ФИО: Кувалдин Сергей Николаевич
Контактный телефон: 8 (4752)44-37-12
Адрес электронной почты: sch8s@city.tambov.gov.ru
Должность: Тренер-преподаватель

Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Тамбов, ул. Полынковская, д.47
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа №8»

Информация о практике

Направленность дополнительного образования

Физкультурно-спортивная

Название практики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по самбо «Сила-самбо»

Краткое описание

Создание устойчивой мотивации и потребности в регулярных занятиях самбо

Форма проведения

Очная

Направления деятельности

Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа

Целевая аудитория

Дети старшего школьного возраста

Единовременное вовлечение детей при реализации практики

20  человек

Возрастные ограничения

от 14 до 18 лет

Цель практики

Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом, содействие разностороннему развитию личности, самореализации, привитие навыка здорового образа жизни посредством занятий самбо.

Задачи практики

образовательные:

— формировать общие представления о виде спорта самбо;

— расширить кругозор учащихся о физической культуре и развитии самбо в России и за рубежом;

— обучить основам техники и тактики самбо;

— обучить использованию в своей речи спортивной терминологии.

развивающие:

— развивать физические качества;

— развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми;

— развивать умение воспринимать новую информацию, анализировать и применять ее в спортивной деятельности;

— уметь контролировать свои эмоции и управлять ими.

воспитательные:

— воспитывать морально-волевые качества, такие как смелость и решительность;

— воспитывать самостоятельность и организованность;

— формировать здоровьесберегающую компетенцию: привить потребность в здоровом образе жизни; формировать знания о правилах личной гигиены, заботы о личной безопасности;

— воспитывать положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

— воспитывать чувство уверенности в себе;

— формировать адаптивную компетенцию: уметь ориентироваться в незнакомой обстановке, в рамках соревновательной деятельности.

Краткое обоснование актуальности практики

Актуальность данной практики заключается в удовлетворении запросов детей и родителей на физическое воспитание, здоровый образ жизни, активный досуг. Занятия по данной программе обеспечат ребенку необходимую двигательную активность, помогут развиться физически, сформировать положительные личностные качества, такие как: трудолюбие, упорство, целеустремленность, самостоятельность, определиться со спортивной специализацией.

Методология практики

Для реализации поставленных задач используются современные образовательные технологии:

Личностно-ориентированные технологии – педагог учитывает опыт ребенка (психологический, двигательный уровень физического развития и подготовленности) и на его основе ведет индивидуально ориентированную тренерскую деятельность.

Здоровьесберегающие технологии – создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

— соблюдение необходимых мер профилактики травматизма;

— соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

— выполнение требований к месту проведения занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся;

— подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся;

— сообщение теоретических сведений о ценности здоровья, о преимуществах здорового образа жизни, о пагубном воздействии вредных привычек;

— формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Технология дифференцированного обучения предусматривает различные тренировочные нагрузки в группах детей с высоким и низким уровнем подготовленности. Применение комплексов упражнений отдельно для каждой подгруппы позволяет оптимизировать нагрузку и обеспечивает доступность заданий в процессе физической и технической подготовки. Объединение сильных спортсменов в одну группу позволяет тренеру увеличить объемы тренировочных заданий, не опасаясь при этом нанести вред здоровью более слабых в физическом отношении детей, для которых такие физические нагрузки были бы непосильными.

Формы учебных занятий.

Практические занятия:

— тренировочные занятия, направленные на расширение двигательных возможно­стей, овладение техникой и техническими  приемами, совершенствова­ние физического развития и функциональных возможностей;

— контрольная успеваемость, тесты, определение уровня физической подготовленности занимающихся, внесение изменений в образовательную деятельность;

— соревнования, раскрытие способностей, улучшение личных достижений, сравнение двигательных возможностей с другими участниками;

— дополнительные занятия, выполнение самостоятельных заданий для развития мастерства, техники движений, восстановления организма.

Теоретические занятия:

— расширение теоретических сведений по гигиене, контролю и самоконтролю, предупреждению травматизма.

Ожидаемый результат

личностные результаты:

— у учащихся воспитаны морально-волевые качества, такие как смелость и решительность, самостоятельность и организованность;

— сформировано положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

— развито чувство уверенности в себе;

— сформированы здоровьесберегающие компетенции: потребность в здоровом образе жизни; знания о правилах личной гигиены, забота о личной безопасности;

— сформирована адаптивная компетенция: умение ориентироваться в незнакомой обстановке, в рамках соревновательной деятельности.

метапредметные результаты:

— сформированы и развиваются основные физические качества, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми, контролировать свои эмоции и управлять ими, воспринимать новую информацию, анализировать и применять ее в спортивной деятельности.

предметные результаты:

— у учащихся сформированы общие представления о виде спорта самбо;

— расширился кругозор в области физической культуры, развитии самбо в России и за рубежом;

— учащиеся научились основам техники и тактики самбо;

— учащиеся используют в своей речи спортивную терминологию.

Продолжительность реализации практики

9 мес.

Материально-техническое оснащение

  • спортивный зал
  • татами 10х20м
  • гимнастическая стенка – 4 секции
  • канат для лазания – 2
  • штанга – 2
  • гири – 16
  • набивные мячи – 10
  • тренажеры для пресса – 4
  • брусья – 4
  • навесные перекладины – 4
  • скамейки гимнастические – 2
  • манекен для борьбы – 2
  • медицинские весы – 1
  • фотоаппарат – 1
  • ноутбук — 1
  • наградной материал (грамоты, дипломы, медали)

Необходимый уровень подготовки педагогов

1 тренер-преподаватель по самбо, имеющий высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы

Личностные достижения педагогов

Кувалдин С.Н.

Награжден:

Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2005г.);

Почетной грамотой Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (2012г.);

Юбилейной медалью, посвященной 100-летию образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта (Министерство спорта России, 2023г.).

Победитель конкурсного отбора лучших тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности Тамбовской области (2010г., 2012г., 2014г., 2018г.);

Призер IIIвсероссийского конкурса среди тренеров-преподавателей в номинации «Мастерство» (2005г.);

Победитель VIII всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший педагог» (2024г.);

Победитель в номинации «Лучший тренер по неолимпийским видам спорта» регионального конкурса «Спорт. Успех. Победа» (2024г.).

Перспективы практики

Программа может быть использована в практике работы тренеров-преподавателей по самбо спортивных школ Тамбовской области и других регионов России

Алгоритм действий при реализации практики

Срок реализации программы – 9 месяцев (с 01 сентября 2024 года по 31мая 2025 года).

Общее количество учебных часов – 152 часа. Учебный план рассчитан на 38 учебных недель.

Спортивно-оздоровительные группы формируются следующим образом: в спортивно — оздоровительную группу зачисляются учащиеся, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача.

Содержание программы ориентировано на физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу с учащимися, направленную на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники самбо; выбор спортивной специализации; профессиональное самоопределение.

Тренировочные занятия проводятся в первой или второй половине дня согласно расписанию. Начало занятий не ранее 08.00 часов, окончание – не позднее 20.00 часов. Продолжительность одного занятия не должна превышать двух академических часов.

Образовательная деятельность строится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

Формы организации образовательной деятельности: групповая работа и работа в малых группах (парах) в рамках тренировочного занятия, выполнение домашних заданий по теоретической и физической подготовке, участие в соревнованиях, промежуточная и итоговая аттестация.

Особое внимание уделяется заданиям для самостоятельных (индивидуальных) занятий, способствующих повышению уровня физической подготовленности самбистов, укреплению их здоровья, закаливанию организма.

Формой промежуточной аттестации (итоговый контроль) является сдача нормативов.

Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)

7 баллов

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

Кризис взаимоотношений учащихся, основанный на низком уровне физических возможностей детей и желанием достижения высоких спортивных результатов

Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей

90%

Результативность реализации практики

Победители и призеры:

  • Неделя дополнительного образования – участие в показательных выступлениях для школьников – 10 человек, 2024 год;
  • День открытых дверей – участие в показательных выступлениях по самбо – 8 человек, 2024 год;
  • Фестиваль единоборств: участвовало 14 человек, 2024 год;
  • Всероссийский день самбо: участвовало 20 человек, 2024 год;
  • Спортивно-массовое мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященное Дню защитника Отечества (направленное на популяризацию самбо). Количество участников: дети – 20 человек, родители — 16 человек, 2025 год;
  • Первенство МБУДО «Спортивная школа № 8» по самбо среди учащихся спортивно-оздоровительных групп: 5 победителей, 6 призеров (4 — 2 место, 2 – 3 место), 2025 год;
  • «Урок ГТО» в рамках региональной акции «Единый день ГТО» — сдача нормативов, 20 человек, 2025 год;
  • Присвоены спортивные разряды (3 юношеский разряд — 5 человек, 2 юношеский разряд — 4 человека), 2025 год.
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее - Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" - небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако, это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен