Информация об авторах (держателях) практики
ФИО: Щегрова Вера Анатольевна
Контактный телефон: +7 (4752) 72-94-22
Адрес электронной почты: sch2s@city.tambov.gov.ru
Должность: Тренер-преподаватель
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Тамбов, ул. Лермонтовская, д.28
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Cпортивная школа №2»
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Физкультурно-спортивная
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Краткое описание
Программа создает устойчивую мотивацию и потребности в регулярных занятиях настольным теннисом.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа
Целевая аудитория
Дети младшего школьного возраста;
Дети среднего школьного возраста
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
20 человек
Возрастные ограничения
от 7 до 16 лет
Цель практики
Физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами настольного тенниса, укрепление здоровья, мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи практики
Образовательные:
- формировать систему теоретических знаний о настольном теннисе;
- обучать основам техники выполнения физических упражнений;
- обучать основам технических приемов настольного тенниса;
- обучать основам тактики настольного тенниса;
- сформировать представления о профессии «тренер-преподаватель»;
- приобретать навыки в организации, проведении и судействе спортивных соревнований по настольному теннису;
- изучать правила соревнований настольного тенниса.
Развивающие:
- развивать физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу;
- развивать основные специальные физические качества (быстроту реакции, чувства мяча);
- развивать деловые качества: самостоятельность, ответственность, активность;
- формировать потребность в самопознании, саморазвитии;
- развивать мотивации к занятиям настольного тенниса.
Воспитательные:
- формировать у учащихся социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни, патриотизм;
- воспитывать морально-волевые и нравственные качества.
Краткое обоснование актуальности практики
Актуальность программы обусловлена несколькими причинами:
Во-первых, наличием социального заказа, как со стороны государства, так и общества, на формирование у учащихся установок на здоровый и активный образ жизни.
Во-вторых, еще один аспект актуальности данной программы заключается в том, что технические приемы и тактические действия настольного тенниса содержат в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей учащихся
Методология практики
В основу программы положены следующие принципы:
Принцип всестороннего гармонического развития личности, для осуществления которого необходимо сочетать физическую подготовку с умственной, нравственной, эстетической.
Принцип оздоровительной направленности обязывает при подборе и применении разнообразных средств и методов занятий определять доступную нагрузку, учитывая состояние здоровья, пол и физическую подготовленность учащихся.
Принцип воспитывающего обучения подразумевает проведение любых форм физических занятий в воспитательных целях. Обстановка, в которой проводятся физкультурные мероприятия, должна вызывать положительные эмоции у детей.
Принцип сознательности и активности. Выполнение упражнения − должно быть осознано, понятна польза и значение занятий для укрепления здоровья. Сознательное отношение к спортивной деятельности рождает активность, инициативу.
Принцип доступности. При выборе упражнений необходимо учитывать возраст, пол детей и состояние их здоровья.
Принцип систематичности и последовательности. В процессе занятий − следует предусматривать такой порядок прохождения учебного материала, при котором вновь изучаемые упражнения опираются на ранее сформированные навыки.
Принцип прочности. На занятиях учащиеся приобретают знания, формируют двигательные навыки, которые должны сохраниться в течение детского возраста и, доведенные до определенного уровня, становятся основой его общей работоспособности.
Принцип наглядности заключается в показе изучаемого упражнения. Для реализации этого принципа применяются словесные действия и имитационные упражнения.
Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон тренировочной деятельности: теоретической, физической, специальной, технической, тактической подготовок.
Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала, в постепенном усложнении содержания тренировок, в единстве задач, средств и методов подготовки.
Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов физической подготовки.
В образовательном процессе используются технологии:
- технология индивидуализации обучения;
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология игровой деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии.
- круговая тренировка, беседа, соревнование, занятие-практикум, тестирование, подвижные и спортивные игры.
Методы обучения:
метод упражнений (метод целостного упражнения, метод расчлененного упражнения), сопряженный метод, метод избирательных воздействий, равномерный метод, переменный метод, повторный метод, интервальный метод, игровой метод, соревновательный метод, словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Ожидаемый результат
Предметные результаты:
Учащиеся будут знать:
- историю развития настольного тенниса, достижения спортсменов России на мировой арене;
- значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины, роль физической культуры в воспитании молодёжи;
- правила игры в настольный теннис;
- понятие о гигиене и санитарии;
- понятие о режиме дня, закаливания организма;
- требования безопасности перед началом занятий и во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончании занятий;
- требования к инвентарю, спортивной экипировке и оборудованию.
уметь:
- выполнять комплексы ОРУ для различных частей тела;
- выполнять прыжковые и силовые упражнения;
- подавать основные команды на месте и в движении;
- определять и исправлять ошибки в выполнении техники приема мяча у учащихся по группе;
- составлять заявки и положения соревнования;
- вести протокол соревнования.
Метапредметные результаты:
- понимать значение физической культуры в укреплении здоровья,
- повышать интерес к занятиям настольным теннисом;
- уметь выполнять технические действия и приемы в соответствии со своими возможностями и развитием;
- владеть способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- сформированы и развиваются волевые и морально-этические качества личности, дисциплинированность, чувство ответственности за результат, целеустремленность, инициативность, самостоятельность.
Личностные результаты:
- у учащихся сформирована потребность в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни;
- сформированы навыки адаптации к жизни в обществе;
- сформированы и развиваются специальные физические качества, технико-тактическая подготовка;
- сформирован высокий уровень спортивной мотивации.
Продолжительность реализации практики
1 год
Материально-техническое оснащение
Спортивный зал
Теннисный стол – 8
Ракетка для настольного тенниса — 20
Мяч для настольного тенниса — 40
Скамейка гимнастическая — 4
Стенка гимнастическая — 4
Скакалка — 20
Мяч футбольный — 1
Мяч волейбольный — 2
Мяч для большого тенниса — 20
Необходимый уровень подготовки педагогов
1 тренер-преподаватель по настольному теннису, имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Личностные достижения педагогов
Почетная грамота Управления образования и науки Тамбовской области – 2010год
Почетная грамота администрации города Тамбова — 2013
Благодарность Министра спорта Российской Федерации — 2019
Почетная грамота Министра спорта Российской Федерации – 2023
Городской конкурс «Женщина года — 2022» – 1 место
Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», региональный этап – 2 место.
Перспективы практики
Программа может быть использована в практике работы тренеров-преподавателей по настольному теннису спортивных школ Тамбовской области и других регионов России
Алгоритм действий при реализации практики
Срок освоения программы: 9 месяцев.
Объем программы – 144 час. Учебный план рассчитан на 36 учебных недель.
Форма обучения – очная.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (45х45) с 10 минутным перерывом.
Учебные группы комплектуются из числа детей 7-16 лет, желающих заниматься настольным теннисом и не имеющих медицинских противопоказаний и с учетом входной диагностики.
Образовательная деятельность строится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.
Формы промежуточной аттестации: тестирование уровня общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности, оценка теоретических знаний.
Итоговое занятие в форме соревнования.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
8 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Кризис взаимоотношений учащихся, основанный на низком уровне физических возможностей детей и желанием достижения высоких спортивных результатов
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
80%
Результативность реализации практики
В целом отмечается положительная динамика развития личностных качеств по сравнению с результатами входной диагностики.
Показатель сохранности контингента обучающихся на конец года составляет 92%.
Учащиеся показывают высокую результативность:
- Открытый турнир города Тамбова по настольному теннису среди учащихся 2012 г.р. и моложе:
3 м – Яцкова Анастасия
2 м – Сухарев Михаил
- Первенство МБУДО «Спортивная школа №2» по настольному теннису среди обучающихся 2014 г.р. и моложе:
3м – Чепрасова Виктория
3м – Галкин Максим
- Новогодний турнир по настольному теннису среди учащихся МБУДО «Спортивная школа №2»:
2м – Бахарева Валерия
- Открытый турнир города Тамбова по настольному теннису среди учащихся 2013 г.р. и моложе:
3м – Нагайченко Михаил
- Открытый турнир города Тамбова по настольному теннису среди учащихся 2009 г.р. и моложе:
3м – Яцкова Екатерина
