Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания
Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис»

Программа создает устойчивую мотивацию и потребности в регулярных занятиях настольным теннисом

Рубрики: 

Метки: , ,

Информация об авторах (держателях) практики

ФИО: Щегрова Вера Анатольевна
Контактный телефон: +7 (4752) 72-94-22
Адрес электронной почты: sch2s@city.tambov.gov.ru 
Должность: Тренер-преподаватель

Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Тамбов, ул. Лермонтовская, д.28
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Cпортивная школа №2»

Информация о практике

Направленность дополнительного образования

Физкультурно-спортивная

Название практики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»

Краткое описание

Программа создает устойчивую мотивацию и потребности в регулярных занятиях настольным теннисом.

Форма проведения

Очная

Направления деятельности

Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа

Целевая аудитория

Дети младшего школьного возраста;

Дети среднего школьного возраста

Единовременное вовлечение детей при реализации практики

20 человек

Возрастные ограничения

от 7 до 16 лет

Цель практики

Физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка средствами настольного тенниса, укрепление здоровья, мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Задачи практики

Образовательные:

  • формировать систему теоретических знаний о настольном теннисе;
  • обучать основам техники выполнения физических упражнений;
  • обучать основам технических приемов настольного тенниса;
  • обучать основам тактики настольного тенниса;
  • сформировать представления о профессии «тренер-преподаватель»;
  • приобретать навыки в организации, проведении и судействе спортивных соревнований по настольному теннису;
  • изучать правила соревнований настольного тенниса.

Развивающие:

  • развивать физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу;
  • развивать основные специальные физические качества (быстроту реакции, чувства мяча);
  • развивать деловые качества: самостоятельность, ответственность, активность;
  • формировать потребность в самопознании, саморазвитии;
  • развивать мотивации к занятиям настольного тенниса.

Воспитательные:

  • формировать у учащихся социальную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни, патриотизм;
  • воспитывать морально-волевые и нравственные качества.

Краткое обоснование актуальности практики

Актуальность программы обусловлена несколькими причинами:

Во-первых, наличием социального заказа, как со стороны государства, так и общества, на формирование у учащихся установок на здоровый и активный образ жизни.

Во-вторых, еще один аспект актуальности данной программы заключается в том, что технические приемы и тактические действия настольного тенниса содержат в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей учащихся

Методология практики

В основу программы положены следующие принципы:

Принцип всестороннего гармонического развития личности, для осуществления которого необходимо сочетать физическую подготовку с умственной, нравственной, эстетической.

Принцип оздоровительной направленности обязывает при подборе и применении разнообразных средств и методов занятий определять доступную нагрузку, учитывая состояние здоровья, пол и физическую подготовленность учащихся.

Принцип воспитывающего обучения подразумевает проведение любых форм физических занятий в воспитательных целях. Обстановка, в которой проводятся физкультурные мероприятия, должна вызывать положительные эмоции у детей.

Принцип сознательности и активности. Выполнение упражнения − должно быть осознано, понятна польза и значение занятий для укрепления здоровья. Сознательное отношение к спортивной деятельности рождает активность, инициативу.

Принцип доступности. При выборе упражнений необходимо учитывать возраст, пол детей и состояние их здоровья.

Принцип систематичности и последовательности. В процессе занятий − следует предусматривать такой порядок прохождения учебного материала, при котором вновь изучаемые упражнения опираются на ранее сформированные навыки.

Принцип прочности. На занятиях учащиеся приобретают знания, формируют двигательные навыки, которые должны сохраниться в течение детского возраста и, доведенные до определенного уровня, становятся основой его общей работоспособности.

Принцип наглядности заключается в показе изучаемого упражнения. Для реализации этого принципа применяются словесные действия и имитационные упражнения.

Принцип комплексности выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон тренировочной деятельности: теоретической, физической, специальной, технической, тактической подготовок.

Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала, в постепенном усложнении содержания тренировок, в единстве задач, средств и методов подготовки.

Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов физической подготовки.

В образовательном процессе используются технологии:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология игровой деятельности;
  • технология коллективной творческой деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии.
  • круговая тренировка, беседа, соревнование, занятие-практикум, тестирование, подвижные и спортивные игры.

Методы обучения:

метод упражнений (метод целостного упражнения, метод расчлененного упражнения), сопряженный метод, метод избирательных воздействий, равномерный метод, переменный метод, повторный метод, интервальный метод, игровой метод, соревновательный метод, словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Ожидаемый результат

Предметные результаты:

Учащиеся будут знать:

  • историю развития настольного тенниса, достижения спортсменов России на мировой арене;
  • значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины, роль физической культуры в воспитании молодёжи;
  • правила игры в настольный теннис;
  • понятие о гигиене и санитарии;
  • понятие о режиме дня, закаливания организма;
  • требования безопасности перед началом занятий и во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончании занятий;
  • требования к инвентарю, спортивной экипировке и  оборудованию.

уметь:

  • выполнять комплексы ОРУ для различных частей тела;
  • выполнять прыжковые и силовые упражнения;
  • подавать основные команды на месте и в движении;
  • определять и исправлять ошибки в выполнении техники приема мяча у учащихся по группе;
  • составлять заявки и положения соревнования;
  • вести протокол соревнования.

Метапредметные результаты:

  • понимать значение физической культуры в укреплении здоровья,
  • повышать интерес к занятиям настольным теннисом;
  • уметь выполнять технические действия и приемы в соответствии со своими возможностями и развитием;
  • владеть способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • сформированы и развиваются волевые и морально-этические качества личности, дисциплинированность, чувство ответственности за результат, целеустремленность, инициативность, самостоятельность.

Личностные результаты:

  • у учащихся сформирована потребность в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни;
  • сформированы навыки адаптации к жизни в обществе;
  • сформированы и развиваются специальные физические качества, технико-тактическая подготовка;
  • сформирован высокий уровень спортивной мотивации.

Продолжительность реализации практики

1 год

Материально-техническое оснащение

Спортивный зал

Теннисный стол – 8

Ракетка для настольного тенниса — 20

Мяч для настольного тенниса — 40

Скамейка гимнастическая — 4

Стенка гимнастическая — 4

Скакалка — 20

Мяч футбольный — 1

Мяч волейбольный — 2

Мяч для большого тенниса — 20

Необходимый уровень подготовки педагогов

1 тренер-преподаватель по настольному теннису, имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Личностные достижения педагогов

Почетная грамота Управления образования и науки Тамбовской области – 2010год

Почетная грамота администрации города Тамбова — 2013

Благодарность Министра спорта Российской Федерации — 2019

Почетная грамота Министра спорта Российской Федерации – 2023

Городской конкурс «Женщина года — 2022» – 1 место

Всероссийский конкурс профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», региональный этап – 2 место.

Перспективы практики

Программа может быть использована в практике работы тренеров-преподавателей по настольному теннису спортивных школ Тамбовской области и других регионов России

Алгоритм действий при реализации практики

Срок освоения программы: 9 месяцев.

Объем программы – 144 час. Учебный план рассчитан на 36 учебных недель.

Форма обучения – очная.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (45х45) с 10 минутным перерывом.

Учебные группы комплектуются из числа детей 7-16 лет, желающих заниматься настольным теннисом и не имеющих медицинских противопоказаний и с учетом входной диагностики.

Образовательная деятельность строится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

Формы промежуточной аттестации: тестирование уровня общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности, оценка теоретических знаний.

Итоговое занятие в форме соревнования.

Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)

8 баллов

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

Кризис взаимоотношений учащихся, основанный на низком уровне физических возможностей детей и желанием достижения высоких спортивных результатов

Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей

80%

Результативность реализации практики

В целом отмечается положительная динамика развития личностных качеств по сравнению с результатами входной диагностики.

Показатель сохранности контингента обучающихся на конец года составляет 92%.

Учащиеся показывают высокую результативность:

  • Открытый турнир города Тамбова по настольному теннису среди учащихся 2012 г.р. и моложе:

3 м – Яцкова Анастасия

2 м – Сухарев Михаил

  • Первенство МБУДО «Спортивная школа №2» по настольному теннису среди обучающихся 2014 г.р. и моложе:

3м – Чепрасова Виктория

3м – Галкин Максим

  • Новогодний турнир по настольному теннису среди учащихся МБУДО «Спортивная школа №2»:

2м – Бахарева Валерия

  • Открытый турнир города Тамбова по настольному теннису среди учащихся 2013 г.р. и моложе:

3м – Нагайченко Михаил

  • Открытый турнир города Тамбова по настольному теннису среди учащихся 2009 г.р. и моложе:

3м – Яцкова Екатерина

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее - Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" - небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако, это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен