Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания
Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академический рисунок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академический рисунок» дает основательную базу по изобразительному искусству, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности (академическому рисунку), но и способствует творческому росту личности и выбору профессии по душе

Рубрики: 

Метки: , ,

Информация об авторах (держателях) практики

ФИО: Ридель Виктория Альбертовна
Контактный телефон: 8 920 472 27 04
Адрес электронной почты: vik2669@rambler.ru 
Должность: Педагог дополнительного образования

Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: город Рассказово, ул. Комсомольская, 115а
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Рассказово»

Информация о практике

Направленность дополнительного образования

Художественная

Название практики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академический рисунок»

Краткое описание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академический рисунок» дает основательную базу по изобразительному искусству, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности (академическому рисунку), но и способствует творческому росту личности и выбору профессии по душе

Форма проведения

Очная

Направления деятельности

Общеразвивающая программа

Целевая аудитория

Дети среднего и старшего школьного возраста

Единовременное вовлечение детей при реализации практики

7-10 человек

Возрастные ограничения

от 14 до 18 лет

Цель практики

Углубление и расширение знаний учащихся по одной из основных дисциплин изобразительного искусства – академическому рисунку в целях развития и накопления навыков, развития способностей, роста мастерства и удовлетворение личных интересов в изобразительном творчестве и профессиональном самоопределении.

Задачи практики

Обучающие:

  1. научить последовательно строить предметы и изображаемые объекты соблюдая пропорции;
  2. научить последовательно строить предметы и изображаемые объекты в ракурсе;
  3. изучить и уметь применять на практике законы линейной и воздушной перспективы;
  4. изучить пропорции головы человека, его фигуры;
  5. изучить законы композиции в академическом рисунке и уметь применять их на практике;
  6. расширить навыки и умения рисования с натуры.

Развивающие:

  1. повысить уровень развития эстетического вкуса;
  2. повысить уровень творческого развития;
  3. расширить диапазон художественного видения;
  4. повысить уровень развития художественного воображения.

Воспитательные:

  1. способствовать формированию любви к искусству;
  2. воспитывать патриотические и интернациональные чувства учащихся;
  3. формировать культуру общения учащихся со взрослыми и сверстниками в коллективе и социуме.

Краткое обоснование актуальности практики

ДООП «Академический рисунок» разработана на основе авторской программы междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» кандидата психологических наук Н.Б. Шумаковой применительно к условиям дополнительного образования, предлагает детям базовое систематизированное образование в области академического рисунка с перспективой последующей специализации в отдельных видах графического искусства. При этом рисование превращается не только в занятие, которое дает возможность увидеть мир по-своему, больше узнать о самом себе, но и в будущую профессию.

Методология практики

Программа подразумевает индивидуальный подход и рассчитана на детей старшего школьного возраста.

Учащиеся должны получить основные базовые знания в искусстве рисования, способствующие формированию навыков и умения рисования с натуры и по памяти, опираясь на сравнительный анализ своей работы и натуры.

Работа по программе строится на следующих принципах:

  1. Научности (изучение только достоверных, проверенных практикой сведений).
  2. Сочетания практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
  3. Систематичности и последовательности (изучение материала с учетом уже изученного и опорой на него, чередование теории и практики, постепенное усложнение материала).
  4. Яркой выраженности познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства.

Ожидаемый результат

Учащиеся первого года обучения получат возможность знать:

-приемы конструктивно-аналитического рисунка;

-законы светотени;

-законы композиции применяемые в рисунке;

-логику и законы построения объемных форм на плоскости;

Кроме этого, элементы творческой деятельности, включенные в задания, выявляют наличие (или отсутствие) фантазии, оригинальности, нестандартного мышления.

Уметь:

-рассматривать и одновременно изучать рисуемый предмет или объект;

-правильно выполнять штриховку по законам светотени;

-пользоваться при изображении приемами конструктивно-аналитического рисунка;

-применять на практике законы построения перспективного изображения предметов;

-работать без непосредственной опоры на натуру.

Учащиеся второго года обучения получат возможность знать:

-основы объемно-пространственного мышления и построения рисунка;

-основы композиционно-художественного мышления и построения рисунка;

-законы перспективного сокращения размеров предметов и изображаемых объектов в различных ракурсах.

Уметь:

-владеть приемами распределения светотени;

-понимать и изображать сложные пластические формы;

-решать поставленную задачу;

-комбинировать, синтезировать новые формы без непосредственной опоры на натуру;

-грамотно воплощать свои идеи графически.

Продолжительность реализации практики

2 года

Материально-техническое оснащение

Для реализации данной дополнительной общеразвивающей программы требуется наличие следующих составляющих:

материально-техническая:

-просторный, хорошо освещенный учебный кабинет, оборудованный мольбертами и рабочими столами, стульями;

-наличие дополнительного искусственного освещения;

-наличие компьютера с возможностью выхода в интернет, принтера, мультимедиа-проектора;

методическая:

-наглядные пособия и дидактический материал;

-наличие натурного фонда;

-наличие библиотечного фонда и фонда интернет-ресурсов;

-художественные материалы для занятий рисунком и графикой: грифельные карандаши различной мягкости, ватман, клячки, мягкие материалы (уголь, сангина), ластики, канцелярские кнопки или малярный скотч.

Необходимый уровень подготовки педагогов

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации «учитель или преподаватель рисования», «дизайнер», «архитектор», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

Личностные достижения педагогов

— Почетная грамота администрации Тамбовской области – 2011 год;

— Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации – 2017 год;

— Знак отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения», Приказ Минпросвещения России от 15.06.2021 год, №166/н;

— участие творческих работ педагога и обучающихся объединения в региональной выставке «Ступени творчества»- 2022 год;

— 3 место в областном фестивале «Признание» — 2023 год;

— 1 место в муниципальном конкурсе видеороликов «Портрет наставника» — 2023 год;

— участие работ педагога на выставке творческих работ педагогов Тамбовской области в рамках Большой учительской декады – 2025 год;

— 1 место в зональном этапе областного фестиваля художественного и технического творчества среди педагогических работников системы дополнительного образования и воспитания детей «Признание» — 2025 год.

Перспективы практики

Распространение практики реализации программы в образовательные организации Тамбовской области

Алгоритм действий при реализации практики

Программа разработана для детей с 14 до 18 лет. Продолжительность обучения 2 года. Форма обучения – очная. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия — 4 часа или 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). Формы занятий – аудиторные, групповые.

Группа учащихся состоит из 7-10 человек. Состав группы – постоянный.

Учебный план программы содержит шесть разделов. Первый и шестой разделы – это вводное и итоговое занятия, они носят диагностический и информационный характер. Второй раздел — «Зарисовки, наброски, эскизы, студийные упражнения». Третий раздел — «Линейно-конструктивный рисунок». Четвертый раздел — «Тональный рисунок» и пятый раздел —  «Композиция» составляют основу содержания программы. Темы из разделов учебного плана в содержании программы чередуются сообразно логики последовательности обучения и дополняют друг друга, постепенно расширяя диапазон знаний.

В течение первого года учащиеся должны освоить последовательность длительной работы. Методическую последовательность работы над рисунком следует рассматривать как последовательное решение конкретных задач, где каждая следующая вытекает из предыдущей и основывается на ней.

Современная методика обучения рисунку предусматривает следующие основные этапы работы:

  1. Выбор формата для данной постановки и общее композиционное размещение изображения на листе
  2. Построение формы предмета с использованием знания конструкции предмета, с применением осевых конструктивных, вспомогательных линий
  3. Решение объема с помощью светотени, передача фактуры, тона предмета, его освещенности.

Педагог перед каждой темой должен объяснить ее содержание, характер постановки ее особенности, способы и последовательность рисования. Ясность и простота объяснения должны облегчить учащимся видение постановки и помочь вести работу. Анализ формы предметов и пропорций, тонального характера постановки, положение предметов в пространстве относительно точки зрения учащегося – необходимое условие начала работы, поэтому педагог должен проверить перед началом работы положение каждого учащегося по отношению к постановке. Продуманная, ясная, хорошо видимая с места постановка воспитывает у учащихся вкус и культуру восприятия.

Необходимо следить за тем, чтобы учащийся учился видеть свой рисунок, сравнивая его с другими работами, видеть его положительные и отрицательные стороны.

Длительные постановки – основа образования художника. Здесь можно глубоко разобраться в сложном строении природных форм, и их закономерности. В процессе длительной работы над постановкой учащиеся не только усваивают технические приемы от самых простых до сложных, но и изучают комплекс необходимых упражнений для формирования навыков восприятия формы и пространства. Помимо развития способности целостного видения, умения наблюдать и запоминать увиденное, сюда входит развитие остроты и точности глазомера в делениях пропорций и светотеневых отношений.

На самых первых этапах необходимо требовать от учащихся передачи пространственной связи предметов друг с другом и плоскостью, на которой они стоят, передачи характера, выразительности форм, точности пропорций, стремиться к тому, чтобы рисунок был целостным на всех этапах работы.

Предметы в листе должны быть размещены грамотно и интересно. Формы четко построены, проработанные детали при сохранении общего замысла. Работу необходимо вести по всему листу, работать тональными отношениями от светлого до самого темного.

Последняя стадия работы над рисунком: проверка общего состояния рисунка, подчинения деталей целому, уточнение рисунка в тоне.

Важной стороной обучения изобразительной грамоте учащихся является проверка точности рисунка, а так же исправление ошибок. С этой целью педагог должен помочь каждому ученику выявить свои ошибки в рисунке и указать способы их исправления. В этом случае используется приемы показа исправления ошибок на полях рисунков и на отдельных листах, особенно эффективны коллективные просмотры работ.

Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)

7 баллов

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

Нет

Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей

90%

Результативность реализации практики

2023 год

— Областной конкурс изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Палитра ремёсел». Семенова Карина — призер 3 степени в номинации «Изобразительное искусство: живопись»;

— Областной конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы». Поченикина Анастасия — 2 место в номинации «Иллюстрации к любимым книгам».

 2024 год

— II региональный фестиваль-конкурс «Бакунинские сезоны», номинация «Изобразительное искусство». Елизавета Родина – победитель, Елизавета Першина, Диана Калугина – призеры;

— Региональный этап Всероссийского конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы». Родина Елизавета – 1место, Семенова Карина – 2 место, Дрыкина Софья – 2 место в номинации «Иллюстрации к любимым книгам»;

— XХ региональный конкурс одарённых детей системы дополнительного образования детей «Звёздочки Тамбовщины», номинация «Изобразительное искусство». Елизавета Родина – 2 место, Елизавета Першина – 2 место;

— Областной конкурс рисунка «Художественная иллюстрация к рассказу С.Н. Сергеева-Ценского «Аракуш». Родина Елизавета – 1 место

— Региональный этап XX Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить», посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Першина Елизавета — 1 место;

— Международный конкурс рисунков «Сохранение лесов». Мелешкина Мария – 3 место;

— Всероссийский образовательный центр «Сириус». Родина Елизавета – участница программы «Основы академической художественной школы: скульптура и рисунок» 2025 год;

— Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира: времен связующая нить». Першина Елизавета – 3 место;

— Областной конкурс литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы». Першина Елизавета – 2 место в номинации «Иллюстрации к любимым книгам»;

— III региональный фестиваль-конкурс «Бакунинские сезоны». Крицкая Диана – специальный диплом жюри;

— Региональный многожанровый фестиваль, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, «Потомки помнят славную Победу». Калугина Диана – финалист в номинации «Память в сердце храня».

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее - Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" - небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако, это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен