Информация об авторе (держателе) практики
ФИО: Лагутина Светлана Александровна
Контактный телефон: +79004930041
Адрес электронной почты: lasa1975@yandex.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Рассказово, ул. Советская, 83
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Художественная
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование одежды»
Краткое описание
Создание индивидуального образа через освоение моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды. Предоставляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Дополнительные общеразвивающие программы
Целевая аудитория
Дети среднего школьного возраста;
Дети старшего школьного возраста
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
1-й год обучения –15 человек;
2-й год обучения –12 человек;
3-й год обучения –10 человек
Возрастные ограничения
12-17 лет
Цель практики
Развитие творческих способностей в процессе изучения основ конструирования и моделирования одежды, в процессе создания модной одежды и ее демонстрации на подиуме.
Профессиональное самоопределение в области технологии изготовления и дизайна одежды через знакомство с профессиями, связанными с технологией моды.
Задачи практики
Образовательные:
сформировать умения и навыки выполнения основных приемов конструирования и моделирования одежды;
обучить технологии пошива одежды;
сформировать навыки работы на швейном оборудовании;
сформировать знания о художественно-выразительных средствах и технологиях их применения при создании авторских моделей и коллекций одежды;
Развивающие:
формировать творческую активность обучающихся, их способность к самовыражению и саморазвитию;
развивать художественный вкус, творческое мышление, память, внимание, глазомер;
формировать стремление учащихся к поиску индивидуального образа и выработке собственного стиля, эстетического вкуса;
совершенствовать коммуникативные качества, обеспечивающие совместную деятельность в группе.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность;
воспитывать интерес к сотрудничеству, коммуникабельность;
способствовать расширению интереса к профессиям, связанным с изготовлением одежды.
Краткое обоснование актуальности практики
Обучение по программе «Конструирование и моделирование одежды» представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, ознакомления их с профессиями (дизайнера, модельера-художника, модельера-конструктора, лекалиста, размеловщика, раскладчика, закройщика, швеи-мотористки и др.).
Методология практики
В образовательной деятельности используются методы и технологии обучения:
технологии личностно-ориентированного развивающего обучения;
кейс-технологии (методы и приемы, направленные на формирование и решение практических ситуаций самостоятельно и с помощью педагога).
Репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы и приемов выполнения новых техник, технологий.
Метод ассоциаций – способ формирования идеи.
Метод аналогий – метод решения поставленной задачи.
Метод стилизации – превращения или изменения формы.
Использование искуственного интеллекта, интернет-ресурсов расширяет возможности обучающихся в разработке творческих идей.
Процессу реализации программы помогают различные формы занятий: конкурсы, мастер-классы, творческие мастерские, игры, экскурсии на швейные предприятия города.
Занятия строятся на основе межпредметных связей с технологией, изобразительным искусством, математикой, геометрией, черчением.
Ожидаемый результат
По итогам обучения обучающиеся
будут знать:
правила техники безопасности при работе с приспособлениями и инструментами, швейным и
гладильным оборудованием;
основы материаловедения;
приёмы художественного и технического моделирования изделий по собственному замыслу;
технологию пошива швейных изделий;
принцип основного подиумного шага;
будут уметь:
правильно организовывать рабочее место;
снимать мерки для изготовления изделий и правильно их записывать;
выполнять расчеты и строить чертежи;
выполнять раскрой изделий;
выполнять ручные, машинные и влажно-тепловые работы;
выполнять декорирование и изготавливать декоративные элементы швейных изделий;
демонстрировать изделия, используя технику основного подиумного шага;
активно участвовать в различных творческих конкурсах.
Продолжительность реализации практики
3 года
Материально-техническое оснащение
Мастерская на 15 посадочных мест.
Оборудование, непосредственно задействованное в процессе:
-
- бытовая швейная машина с электроприводом – 10;
- утюг – 2;
- гладильная доска – 2;
- ноутбук – 1;
- оверлок бытовой – 1;
- оверлок промышленный 4-х ниточный – 1;
- манекен – 2;
- ножницы – 10;
Расходные материалы:
-
- ткани, фурнитура, нити, иглы, калька, альбомы для рисования, термоклей, бусины, бисер, стразы, пайэтки, атласные ленты, карандаши, ластики.
Учебно-методические материалы:
-
- календарные учебные графики, конспекты занятий, технологические карты занятия, методики промежуточной аттестации и итогового контроля учащихся.
Методико-дидактический материал:
-
- наборы образцов используемых тканей и других материалов;
- инструкционно-технологические карты;
- лекала для изготовления изделий;
- наборы шаблонов для моделирования;
- цветовой круг для правильного восприятия и использования цвета;
- альбом фотографий работ и изделий по темам;
- рисунки и схемы выполнения ручных и машинных швов;
- справочная и технологическая литература;
- журналы и каталоги мод.
Необходимый уровень подготовки педагогов
1 педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное педагогическое образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы;
либо имеющий высшее или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Педагог, работающий по данной программе должен знать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, состояние здоровья, уметь учитывать специфику занятий и задачи по развитию творческих способностей детей в области конструирования и технологии изготовления одежды.
Личностные достижения педагога
Выступление в качестве спикера на Областном семинаре-практикуме «Культурный код Тамбовского костюма в дизайне современной одежды» (2024);
Дополнительная общеразвивающая программа «Креатив» размещена в каталоге эффективных (лучших) практик Тамбовской области (2023);
Диплом лауреата 2 степени Всероссийского открытого конкурса дополнительных общеобразовательных программ «Образовательный ОЛИМП» (2022);
Диплом 2 степени в областном конкурсе творческих работ «Новогодняя сказка» (2021)
Перспективы практики
Преемственность: навыки, полученные учащимися на занятиях по дополнительной программе «Конструирование и моделирование одежды», позволят продолжить обучение в средне-профессиональных и высших учебных заведениях по профессиям, связанным с миром моды: художник-модельер, художник-конструктор, технолог швейного производства, дизайнер одежды, мастер-портной, швея, закройщик одежды и других.
Алгоритм действий при реализации практики
Всего на обучение предусмотрено 576 учебных часа.
Учебный материал программы включает изучение конструирование и моделирование швейных изделий, технологии их изготовления на ознакомительном (1-й год обучения) и базовом (2-й и 3-й год обучения) уровнях. Занятия 1-го года обучения – 144 часа в год, 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа); 2-го и 3-го годов обучения – по 216 часов в год, 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа).
На ознакомительном уровне обучающиеся знакомятся с материаловедением, технологией ручных и машинных работ, швейным оборудованием, изготовливают аксессуары и сувениры, швейные изделия. На базовом – шьются изделия, выполненные по народным мотивам, модели одежды по собственному замыслу, составляются композиции на основе подиумных шагов для дефиле.
Для диагностики результатов обучения, наблюдения за ростом мастерства учащихся применяется стартовая диагностика (при формировании группы), промежуточная аттестация и итоговый контроль.
Итоговая диагностика проводится также в форме выставки творческих работ, демонстрации моделей одежды, участия в конкурсах, ярмарках и фестивалях детского творчества различного уровня.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
5 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
—
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
100%
Результативность реализации практики
Призовые места учащихся на конкурсах регионального и всероссийского уровней:
2 призера (3 место) XXIX Национальный конкурс «Музей – место идей» для молодых дизайнеров, детских и молодёжных театров моды и студий костюма Ассоциации «Золотая игла» (г. Москва) (2025);
16 победителей и 1 призер (2 место) Областного конкурса «Школа Конкурс мастерства юных дизайнеров и модельеров, театров моды и костюма «Молодежная Мода – Новый Стиль Отношений» (2025);
7 победителей регионального этапа Всероссийского детского фестиваля народной культуры «Наследники традиций» (2025);
12 победителей и 3 призера (2 и 3 место) Областного конкурса «Школа Конкурс мастерства юных дизайнеров и модельеров, театров моды и костюма
«Молодежная Мода – Новый Стиль Отношений» (2024);
3 победителя регионального этапа Всероссийского детского фестиваля народной культуры «Наследники традиций» (2024);
1 призер (2 место) ХХ Регионального конкурса одарённых детей системы дополнительного образования детей «Звёздочки Тамбовщины» (2024);
1 победитель и 3 призера (2 и 3 место) Всероссийского конкурса детского творчества «За волшебной дверью творчества» (г. Москва) (2024);
Дипломанты (I и III степени) XXIII Всероссийского конкурса – фестиваля «Адрес Детства–Россия» (г. Москва) (2023);
Призер (2 место) XVIII Национальный конкурс «Территория моды: Восток-Запад» для молодых дизайнеров, детских и молодёжных театров моды и студий костюма Ассоциации «Золотая игла» (г. Москва) (2023);
9 победителей регионального этапа Всероссийского Большого Фестиваля детского и юношеского творчества (2023);
1 победитель, 1 призёр (2 место) областного конкурса изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Палитра ремёсел» (2023).
