Информация об авторе (держателе) практики
ФИО: Иванова Ольга Николаевна
Контактный телефон: 8 47558 42487
Адрес электронной почты: crystal@g58.tambov.gov.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Уварово, ул. Шоссейная, д.1
Наименование образовательной организации: Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Туристско-краеведческая
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Реконструкция русского народного костюма»
Краткое описание
Главным итогом деятельности каждого участника детского объединения исторической реконструкции является проведение народно-исторических фестивалей, в ходе которых воссоздаются эпизоды народной жизни, собираются множество участников движения исторической реконструкции и большое количество зрителей. Такие фестивали интересны для детей. У учащихся есть возможность не только увидеть со стороны, но и принять самое непосредственное участие в проведении таких мероприятий, быть наравне с взрослыми его участниками. Эту возможность они получают в результате своих трудовых и творческих усилий, способствующих самореализации и самооценки участников объединения. Ребята, окунаясь в атмосферу постоянного творческого поиска, учатся правильно вести дискуссию, грамотно отстаивать собственное мнение и аргументировано критиковать оппонента. Это, в свою очередь, требует сдерживания своих эмоций и проявления терпения, что в итоге ведет к дисциплинированности, их критического отношения к себе.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Дополнительные общеразвивающие программы
Целевая аудитория
Дети среднего школьного возраста, дети старшего школьного возраста, молодежь
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
8 человек
Возрастные ограничения
10-17 лет
Цель практики
Приобщение учащихся к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре; формирование позитивных общечеловеческих ценностей; воспитание патриота и гражданина, исторически и технически эрудированной личности, обладающей навыками самостоятельного мышления и практического воплощения своих идей. Оказание педагогической поддержки обучающимся в практической подготовке к профессиональной деятельности.
Задачи практики
Образовательные:
- освоить знания по истории русского костюма;
- получить практические навыки исторической реконструкции русского костюма;
- овладеть основными приемами создания народного костюма, умениями, навыками и знаниями в технике шитья, вышивки, ткачества;
- познакомить учащихся с русским народным костюмом, как элементом традиционной культуры русского народа, назначением отдельных его частей;
- обучить технике ткачества;
- обучить основам безопасной работы с колющими, режущими предметами;
- обучить навыкам оказания само и взаимопомощи;
- формировать здоровый образ жизни детей и подростков;
- освоить основные понятия и категории, влияющие на выбор профессии;
- сформировать у учащихся систему знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувства гордости за свой народ;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброты, самостоятельности;
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию;
- воспитывать привычки рационально использовать свободное время;
- предупреждать асоциальное поведение;
- воспитывать чувство уважения к людям труда;
- содействовать самоопределению учащихся, активизировав их личностную позицию в ситуации профессионального выбора.
Развивающие:
- развивать любознательность и расширять кругозор, способствовать развитию у учащихся воображения, творческих способностей, художественного вкуса;
- развивать память, внимание, психологическую выносливость;
- развивать познавательную, творческую и деловую активность.
- развивать у учащихся навыки рефлексии, в том числе навыки анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания;
- развивать навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии.
Краткое обоснование актуальности практики
Народный костюм – символ богатейшей истории России, национального самосознания и художественно-эстетических взглядов, связующая нить дней нынешних и дней минувших.
На протяжении нескольких десятилетий в мире активно развивается движение исторической реконструкции. Оно охватывает энтузиастов этого вида творчества всех возрастов и профессий, людей, увлекающихся историей самых разных стран, эпох и отдельных ярких событий прошлого.
Программа рассчитана на детей, которым интересны вопросы истории и практической реконструкции. Здесь ребята вплотную соприкасаются с настоящей историей. Они учатся разбираться в фактах, проводить анализ тех или иных исторических событий, начинают заниматься исследовательской работой и на практике применяют полученные знания. В своей деятельности успешно решают вопросы реконструкции русского народного костюма.
Методология практики
При реализации программы используется следующие методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, поисковый, творческий.
Основными формами образовательного процесса являются эвристические беседы, наблюдения, практические занятия, экскурсии. На всех этапах освоения программы используется индивидуально-групповая, индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Для достижения цели и задач программы используются педагогические технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, обучения в сотрудничестве, коллективного взаимодействия. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
Ожидаемый результат
Личностные результаты:
-
- раскрытие творческих способностей каждого обучающегося; развитие творческого мышления;
- формирование интереса к истории русского народного костюма;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- формирование ответственного отношения к обучению, стремление к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- воспитание чувства любви и уважения к Отечеству, его культуре, истории, традициям;
- умение осознавать, определять и контролировать свои эмоции, эмоции, поступки других людей, сочувствовать, сопереживать другим людям, понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким, друзьям;
- проявление дисциплинированности, целеустремлённости, трудолюбия и настойчивости в достижении поставленных целей;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные результаты:
-
- формировать познавательный интереса учащихся
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с учебным материалом;
- учиться работать по предложенному педагогом плану.
- самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы обучающихся и педагога;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- договариваться совместно с преподавателем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- уметь анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- предоставить возможность попробовать себя в экскурсионной, художественной и ремесленной отраслях с целью профориентации и раскрытия потенциала.
Предметные результаты:
По образовательному компоненту:
-
- обучающиеся изучат историю заявленного периода;
- получат умение планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд;
- смогут отвечать на вопросы педагога по содержанию занятий;
- воспринимать на слух и зрительно задачи, поставленные педагогом и другими учащимися;
- осмысленно, правильно использовать полученные навыки в создании народного костюма;
- составлять выкройки одежды, обуви;
- соотносить полученные знания, ситуацию и действия в конкретных случаях, уметь решать ситуативные задачи;
- участвовать в исторических конкурсах, смотрах и фестивалях по исторической реконструкции русского народного костюма.
По развивающему компоненту:
-
- будут сформированы навыки проектной и исследовательской деятельности;
- навыки трудовой культуры;
- навыки работы с различными историческими источниками.
По воспитательному компоненту:
-
- повысится уровень самостоятельности, возрастет степень заинтересованности и ответственности;
- сформируются навыки работы в коллективе.
Продолжительность реализации практики
1 год
Материально-техническое оснащение
- Кабинет для обучения, соответствующий требованиям:
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (температура 18-21 градус по Цельсию; влажность воздуха в пределах 40-60 %);
Госпожнадзора.
- Оборудование:
учебная мебель: столы, стулья, шкафы.
- Материалы, инструменты, приспособления:
пяльцы, нитки «мулине», иглы для вышивания, ножницы, канва,
белый и цветной сатин, цветной ситец, нитки белые и цветные, бумага для лекал, мелки портновские, этнографическая цветная кайма, карандаши,
искусственная кожа, маркеры, линолеум, колодки деревянные для плетения лаптей;
станок ткацкий, челнок, бральница, расческа, нитки суровые, нити для ткачества, нитки полушерсть, хлопок, лен,
бердо, дощечки для ткачества, сволочек, крюки для подвязки, притужальники, вилка для ткачества.
- Технические ресурсы:
компьютер, мультимедийный проектор.
Необходимый уровень подготовки педагогов
Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Историческая реконструкция русского народного костюма» должны иметь среднее педагогическое или высшее педагогическое или профессиональное образование, имеющих опыт работы в данной области.
Личностные достижения педагога
Почетная грамота — Управление образования и науки Тамбовской области, 2021 г.
Благодарственное письмо — Министерство образования и науки Тамбовской области, 2023 г.
Региональный конкурс методических материалов в помощь педагогам и работникам образования, реализующим дополнительные общеобразовательные патриотического воспитания, 2022 г. – Диплом 1 степени в номинации «Лучшая дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию».
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», 2023 г. — Лауреат второй степен в номинации «Педагог дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности».
Присвоена высшая педагогическая категория — 2024 г.
Перспективы практики
Приобщении учащихся к истории и традициям народа, а также в развитии творческих способностей через создание элементов народного костюма.
Формирование знаний о традициях, обычаях, быте русского народа, истории развития народного костюма.
Развитие умений — проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учётом традиций русского костюма разных регионов России.
Формирование навыков — правильно выполнять приёмы моделирования одежды, составлять решения орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды.
Развитие мотивации к дальнейшему творчеству и самосовершенствованию, инициативы и творческой фантазии.
Алгоритм действий при реализации практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Историческая реконструкция русского народного костюма» рассчитана на работу с учащимися в возрасте 10 – 17 лет.
Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Историческая реконструкция русского народного костюма» проводится прием учащихся, проявляющие интерес к данному виду деятельности, без отбора.
Продолжительность одного занятия — 3 часа (каждый час по 45 мин., 10 мин. перерыв).
Наполняемость групп — 8 человек.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
8 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Искажение аутентичного образа — использование современных материалов, которые не в полной мере подходят для реконструкции, или методов, не соответствующих историческим прототипам.
Сложность воссоздания. Воссоздание костюма — трудоёмкий процесс, требующий от реконструктора знаний в области материаловедения, конструирования и технологии изготовления одежды, а также знаний различных техник вышивки.
Необходимость анализа исторических источников. Работа реконструктора должна опираться на исторические источники: вещественные (археологические находки и музейные экспонаты), изобразительные (иллюстрации в книгах, фотографии, картины и скульптуры), письменные (археологические документы и исторические книги) и этнографические (полевые — экспедиционные материалы).
Необходимость отработки техники воссоздания. Например, отшивание образца сначала в черновом варианте, чтобы понять, где были совершены ошибки.
Необходимость общения с другими реконструкторами. Это поможет обмениваться опытом и находить решения, которые не были реализованы.
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
95%
Результативность реализации практики
Организация тематической площадки в рамках Открытого Летнего гастрономического фестиваля «Вишневарово» 2023, 2024, 2025 гг.
