Информация об авторе (держателе) практики
ФИО: Пономарев Михаил Владимирович
Контактный телефон: 8 47558 42487
Адрес электронной почты: crystal@g58.tambov.gov.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Уварово, ул. Шоссейная, д. 1
Наименование образовательной организации: Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Техническая
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стриж»
Краткое описание
Одним из наиболее интересных направлений технического творчества является авиационное моделирование. На занятиях в авиамодельном объединении для обучающихся открываются огромные возможности как для исторического моделирования (изготовление моделей исторических самолетов), так и для экспериментального моделирования, т.е. создания новых моделей с различными двигателями. Любовь и привязанность к летающим моделям воспитывается именно в авиамодельных объединениях. При изготовлении модели можно проявить полет фантазии, сконструировать свой, особенный самолет, при этом можно использовать только ватман и ножницы. С появлением новых современных материалов, новых технологий, с установлением электроники управления с одной стороны и с появлением беспилотников различного назначения с другой стороны, дают возможность детям почувствовать себя настоящими летчиками.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Дополнительные общеразвивающие программы
Целевая аудитория
дети младшего школьного возраста;
дети среднего школьного возраста;
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
12 человек
Возрастные ограничения
7-14 лет
Цель практики
Развитие технического и творческого потенциала личности ребенка, используя обучение основам технического конструирования и изготовление авиамоделей от простейших до сложных, формирования навыков управления полётом моделей, а также формирования патриотического настроя по отношению к Родине.
Задачи практики
Образовательные:
— научить самостоятельно изготавливать модели летательных аппаратов;
— научить формулировать стоящие перед обучающимися задачи и находить целесообразные варианты их решения;
— овладеть минимумом научно-технических сведений, требуемых для решения практических задач;
— совершенствовать умения в учебно-исследовательской и проектной деятельности, решении творческих задач;
— обеспечить получение знаний, умений для возможности дальнейшего профессионального роста обучающихся.
Развивающие:
— развивать инновационную творческую деятельность;
— развивать технические способности и конструкторские умения, элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;
— развивать глазомер, техническую смекалку, быстроту реакции;
— способствовать формированию и развитию навыков технической культуры.
Воспитательные:
— способствовать формированию и развитию общечеловеческих качеств (честность, трудолюбие);
— способствовать воспитанию нравственных качеств личности ребенка, обеспечивающих успех в профессиональном самоопределении;
— воспитывать уважение к труду.
Краткое обоснование актуальности практики
Обучающиеся в игре, в конструировании и изготовлении авиационных моделей знакомятся с устройством больших самолетов. На практике познают, как увеличить прочность того или иного узла, упругость, технологию изготовления летающей машины, как уменьшить вес. Познают зависимость летных свойств модели от мощности двигателя, веса модели, геометрических размеров, от аэродинамического совершенства. Отвечая веянию времени, уровню развития авиации, электроники, компьютеризации, развитию нового вида летательных аппаратов (беспилотников), появилась возможность организовать работу авиамодельной секции на современном уровне с использованием компьютерных технологий.
Методология практики
Программа предполагает различные формы работы обучающихся: фронтальную, индивидуальную, групповую.
Наиболее эффективной является организация групповой работы, когда в группе работают 4-7 человек или в парах.
Методы занятий выбираются с учетом возрастных особенностей обучающихся:
— словесные – беседа, рассказ, разъяснение, инструктажи;
— наглядные – демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, открыток, чертежей и т.д.;
— практические – решение творческих заданий, разработка алгоритмов решений задач, изготовление чертежей моделей;
— работа с информационными источниками (в основном чтение, изучение, составление плана, составление формально-логической модели, справки);
— проблемно-поисковые – решение творческих задач;
— индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровня развития обучающегося.
Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению обучающихся в проектную культуру не только как ее наследников, но и как творцов, формированию у обучающихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: творческие задания, комфортная структура занятия, познавательные и развивающие, имитационные игры, коллективные обсуждения, соревнования и т.д.
Алгоритмическим методом пользуются при поиске новых технических решений, решении изобретательских задач, проведении эвристической беседы.
Эвристические методы, являясь частью проблемного обучения, реализуются частично-поисковой беседой. При этом обучающиеся проводят отдельные элементы поиска.
Методы воспитания: беседа, метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, поощрение.
Методы диагностики личностного развития обучающихся: сравнение и анализ выполняемых заданий, итоговый анализ полученных умений и навыков воспитанников за период обучения.
Ожидаемый результат
Предполагаемые результаты реализации программы:
- обучающиеся научатся приёмам построения и запуска простейших и схематических моделей планеров и самолётов;
- освоят основные сведения об авиации, авиамоделизме, конструкцию и принцип действия летательного аппарата;
- научатся строить и пилотировать простейшие и радиоуправляемые модели планеров и самолетов;
- научатся самостоятельно творчески решать технические задачи;
- научатся строить и запускать модели планеров и самолётов, изготавливать модель «Акробат», управлять моделью «Акробат»;
- научатся управлять моделью на компьютерном симуляторе;
- научатся строить и запускать модели планеров и самолётов;
- научатся управлять радиоуправляемой моделью копией самолёта;
- научатся грамотно пилотировать: думать, мыслить и действовать;
- научатся навыкам управления дельтапланом на тренажёре.
Личностные результаты
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Предметные результаты
- умение определять места повреждений и поломок на авиамоделях;
- умение применять на практике основные правила ремонта авиамоделей;
- умение ориентироваться при управлении авиамоделью;
- умение управлять авиамоделью во время выполнения фигурного полёта;
- умение решать ситуационные задачи;
- умение самому конструировать модель;
- умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
Продолжительность реализации практики
3 года
Материально-техническое оснащение
Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соответствовать строительным нормам и правилам.
Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Помещение для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются столами и стульями или комбинированными верстаками.
Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с гигиеническими требованиями для общеобразовательных учреждений.
Столы и верстаки, за которыми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местную вытяжную вентиляцию.
Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны
располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении, соблюдая расстояние от тисков до тисков 90-100 см.
Столярные верстаки должны располагаться под углом 45 градусов к окнам или перпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см.
Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом 20- 30 градусов, фрезерные – параллельно окнам.
Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей.
Всё оборудование, являющееся источником пылевыделений, должны иметь местную вентиляцию при наличии общей вентиляции.
При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.
На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.
Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Необходимый уровень подготовки педагогов
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе, должны иметь высшее техническое образование, знать возрастные особенности детей и обладать конструкторскими знаниями (желательно иметь удостоверение пилота), выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения данной программы, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС.
Личностные достижения педагога
Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2016 год);
Благодарственное письмо Министерства образования Тамбовской области – 2024 год;
Занесение на Доску Почета города Уварово – 2025 год.
Перспективы практики
Участие в соревнованиях, выставках и технических олимпиадах. Занятия по программе направлены на развитие исследовательских, прикладных и конструкторских способностей учащихся, что позволяет им участвовать в мероприятиях различного уровня.
Профессиональная ориентация. Комплекс умений, навыков и знаний, приобретённых в результате занятий, помогает обучающимся правильно выбрать будущую профессию.
Подготовка к службе в Вооружённых силах РФ. Авиамодельное объединение «Стриж» формирует у обучающихся основы технической грамотности.
Развитие физических и морально-психологических качеств. Занятия моделизмом позволяют подросткам совершенствовать свои качества с помощью тренировок и участия в соревнованиях.
Историческое и экспериментальное моделирование. На занятиях в авиамодельном объединении есть возможности для изготовления моделей исторических самолётов и создания новых моделей с различными двигателями.
Алгоритм действий при реализации практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стриж» базового уровня предназначена для обучающихся младшего и среднего школьного возраста (7-14 лет), рассчитана на 3 года обучения по 144 часа в год (первый год обучения), по 216 часов в год (второй и третий год обучения).
Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия — для групп первого года обучения 2 часа (каждый час по 45 мин., 10 мин. перерыв) и 3 часа для групп 2 и 3 годов обучения.
Наполняемость групп 10- 12 человек (первый год обучения), 8-10 человек (второй и третий год обучения).
Реализация данной программы может быть организована за счет свободных часов вариативной части базисного учебного плана или в процессе внеурочной работы в рамках дополнительного образования детей.
Занятия проводятся в очной форме и предполагают следующие формы: лекции, беседы, тестирование, дискуссии, практические занятия, выставки, соревнования.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
8 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Усвоение теоретических знаний. Некоторые учащиеся плохо усваивают теорию по разным причинам: нерегулярное посещение занятий, отсутствие заинтересованности, склонность к другим видам творчества, проблемы в семье.
Усвоение практических навыков. Затруднения могут возникать из-за нерегулярного посещения занятий, неаккуратности в выполнении заданий, невнимательности на занятиях, неумения сосредоточиться на определённых этапах выполнения задания, неумения выстраивать последовательность своих действий при выполнении задания.
Развитие интереса. У некоторых учащихся есть определённый интерес к данному виду творчества, но при возникающих затруднениях или более сложных заданиях интерес угасает.
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
97%
Результативность реализации практики
Областная выставка начального технического конструирования и моделирования, 2022 год – 2 место, 2023 год – 1 место, 2024 год – 1 место;
Областной фестиваль-конкурс воздушных змеев «Мы выбираем!», 2021 – 1 и 2 место;
Областной многожанровый фестиваль «Потомки помнят славную Победу», 2025 год — 4 диплома победителей;
Открытый фестиваль авиамоделирования Тамбовской области, 2022 год — 1 место, 2023 год – 2 и 3 место, 3 место в командном зачете.
