Туристические походы, путешествия, экскурсии, спортивное ориентирование имеют большое значение в жизни школьников. Этот вид деятельности способствует укреплению физического здоровья детей, а также воспитанию патриотизма, повышению их культурного уровня, расширению кругозора, приобретению дополнительных знаний об истории и природе родного края, прививает навыки самообслуживания, воспитывает инициативу и выдержку.
В нашем районе ежегодно в конце учебного года проводится слёт юных туристов с элементами соревнований по программе «Школа безопасности».
На этот раз слёт проводился в соответствии с положением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» «О Всероссийском слёте юных туристов, в рамках реализации регионального туристско-краеведческого марафона «Тамбовская кругосветка».
Целью слёта являлась популяризация и развитие активных форм детско-юношеского туризма, совершенствование форм и методов образовательного процесса в системе дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
В этом году слёт проводился в течение двух дней, как обычно, в живописном местечке Корытино. Десять школьных команд в прекрасном настроении и полной боевой готовности прибыли ранним утром к месту проведения соревнований. На этот раз в программу слёта были внесены заметные изменения.
В первый день соревнований юным туристам предстояло преодолеть контрольно-туристический маршрут, который включал в себя четырнадцать контрольных пунктов: установка и снятие палатки, подъём и спуск спортивным способом, переправа по бревну, метание спасательного конца, маятниковая переправа, преодоление условного «болота» по «кочкам», разведение костра с помощью подручного материала, вязка узлов, краеведение, экология, определение азимута, оказание первой помощи, поляна туристических заданий. На преодоление маршрута нашим туристам отводилось три часа, а искать контрольные пункты ребята должны были самостоятельно, с помощью карты и компаса. Одним из условий данного соревнования было последовательное посещение всех контрольных пунктов. Хочется отметить, что все команды справились с заданием, все уложились в контрольное время, все отыскали и побывали на каждом контрольном пункте. Но, как и в каждом соревновании, здесь определилась тройка лидеров. Первыми стали туристы Пичаевского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2» (руководитель – Гаврилов А.Н.), второе место заняла команда МБОУ «Жердевская СОШ» (2-е здание) (руководитель – Бурбах А.И.), третью позицию заняла команда той же школы (3-е здание) (руководитель – Мочалов В.М.).
Уставшие, но довольные, возвращались команды одна за другой в лагерь к вечернему ужину, после которого их ожидала конкурсная программа, полная самых разных неожиданностей. Здесь юным туристам предстояло в течение одной минуты составить из предложенных букв название своей команды, а из фрагментов фразы – девиз, предложить и защитить пять заповедей туристов, капитанам предстояло состязание в знании погодных примет, а завершилась конкурсная программа по традиции туристскими песнями.
В этом творческо-интеллектуальном состязании победу одержала команда МБОУ «Жердевская СОШ» (2-е здание) и в качестве приза получила музыкальною, беспроводную колонку. Второе место заняла команда М.-Горьковского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2» (руководитель – Путря Г.А.) и была награждена надувным матрасом. Третью ступень заняла команда Алексеевского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2» (руководитель – Остросаблин Д.Е.) и получила в подарок котелок. Однако в этом конкурсе всех его участников ожидал приятный сюрприз. По решению организаторов слета каждая команда была отмечена в какой-либо номинации, как самые остроумные, самые искромётные, самые находчивые, самые волевые и т.д. Поэтому все команды, не вошедшие в тройку лидеров, помимо дипломов получили в подарок фонари.
Работники МБУК «Центр культуры и досуга» украсили конкурсную программу своими выступлениями, а завершился вечер зажигательной дискотекой.
Программа второго, завершающего дня соревнований, предполагала проведение соревнований по спортивному ориентированию, которое тоже проводилось в изменённом варианте. Теперь это был своего рода одновременный масс-старт всех соревнующихся команд. Через каждые пятнадцать минут с места старта убегали по одному представителю сразу от всех команд, которым предстояла нелёгкая задача – самостоятельно в одиночку отыскать с помощью карты и компаса замаскированные контрольные пункты.
Лучше всех справились с поставленной задачей туристы МБОУ «Жердевская СОШ» (2-е здание), второе место в этом виде соревнования заняла команда М.-Горьковского филиала, тройку лидеров замкнула команда МБОУ «Жердевская СОШ» (1-е здание) (руководитель – Магас Ю.Н.).
Долгожданный и волнительный момент соревнований – это подведение общего итога и награждение победителей. По итогам двух видов туристических соревнований (преодоление контрольно-туристического маршрута и спортивное ориентирование) победу одержала команда МБОУ «Жердевская СОШ» (2-е здание), в награду ребята получили шатер, фонари. Второе место заняла команда Пичаевского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2», которая была награждена казаном, треногой и дождевиками. Третью позицию заняла команда МБОУ «Жердевская СОШ» (3-е здание), им в подарок достался котелок и сумка-холодильник.
В этом году в течение всего времени проведения слёта проводился конкурс туристского быта, в котором победительницей была признана команда Сукмановского филиала МБОУ «Жердевская СОШ №2» (руководитель – Родин В.Н.). В подарок ребята получили сумку-холодильник.
Туристический слёт завершился. Организаторы слёта постарались сделать всё для того, чтобы он прошёл насыщенно и интересно. В целях безопасности в течение всего времени проведения слёта было организованно дежурство медицинской и полицейской службы.
Каждая команда – участница соревнований смогла попробовать свои силы на туристических испытаниях, добившись определённых результатов, проявить сплочённость, истинный командный дух и волю к победе. Хочется верить, что яркие впечатления слёта надолго сохранятся в памяти его участников.