Информация об авторе (держателе) практики
ФИО: Бажилина Татьяна Альбертовна
Контактный телефон: 8 (4752) 44-06-31
Адрес электронной почты: t_bazhilina@mail.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
ФИО: Тарских Светлана Дмитриевна
Контактный телефон: 8 (4752) 44-06-31
Адрес электронной почты: starskikh@yandex.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Тамбов, ул. Гастелло, д.32а
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Техническая
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Инженерное моделирование: лазерные технологии»
Краткое описание
Формирование представлений и умений технологического процесса конструирования, программирования, разработки моделей на лазерном станке.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы
Целевая аудитория
Дети старшего школьного возраста
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
15 человек
Возрастные ограничения
13-15 лет
Цель практики
Формирование и развитие у учащихся системы технологических знаний и умений в сфере инженерного моделирования посредством освоения лазерных технологий.
Задачи практики
Обучающие задачи:
- познакомить с теоретическими основами лазерных технологий;
- сформировать знания в области начертательной геометрии;
- обучить основам технического черчения и правилам работы в различных системах моделирования (2D, 3D);
- познакомить с основами графических редакторов для инженерного моделирования;
- обучить технологиям проектирования изделий и особенностям создания объектов из плоских фигур;
- обучить основам работы с лазерным станком, интерфейсом программы;
- сформировать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей деталей, участвовать в конкурсных мероприятиях.
развивающие задачи:
- развивать конструкторские способности, изобретательность и потребность в творческой деятельности;
- способствовать развитию технического, объемного, пространственного, логического и конструкторского мышления;
- развивать навыков обработки и анализа информации;
- способствовать развитию у учащихся научно-технические сведения, необходимые для активной познавательной деятельности, для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- содействовать профессиональному самоопределению.
воспитывающие задачи:
- воспитывать устойчивый интерес к методам инженерного моделирования и конструирования;
- сформировать у обучающихся стремления к получению качественного законченного результата;
- сформировать навыки самостоятельной и коллективной работы;
- сформировать навыки самоорганизации и планирования времени и ресурсов.
Краткое обоснование актуальности практики
Интересы нашей страны на данном этапе развития требуют, чтобы особое внимание было обращено на ориентацию учащихся на инженерно-техническую деятельность в сфере высокотехнологического производства. Лазерные технологии сегодня становятся основополагающими в медицине, IT, робототехнике, космонавтике и во множестве других прикладных сферах. Программа «Инженерное моделирование: лазерные технологии» позволит ознакомиться учащимся с потенциалом лазеров в современном мире, узнать, как они работают и приобрести знания и практические умения в области лазерной оптики и таких профессиях как инженер, программист, механик, электрик, энергетик.
Методология практики
«технологии» современного производства автоматизированного оборудования, технологии быстрого прототипирования, пакетами САПР (программный пакет, предназначенный для создания чертежей, конструкторской и/или технологической документации и/или 3D моделей) и обучение основам инженерного 3D-моделирования.
Формы организации образовательного процесса:
фронтальные (беседа, лекция, проверочная работа);
индивидуальные (инструктаж, разбор ошибок, индивидуальная сборка моделей).
Диагностический инструментарий включает мониторинги личностного развития учащихся и освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Ожидаемый результат
Предметные результаты:
знать:
основы лазерных технологий;
основы работы с лазерным станком, его интерфейсом программы;
основы технического черчения и правила работы в различных системах моделирования (2D; 3D);
уметь:
применять графические редакторы для инженерного моделирования;
самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления моделей деталей;
участвовать в конкурсных мероприятиях;
владеть:
знаниям в области начертательной геометрии;
технологиями проектирования изделий и особенностями создания объектов из плоских фигур.
Метапредметные результаты:
проявлять конструкторские способности, изобретательность и потребность в творческой деятельности;
владеть достаточным уровнем технического, объемного, пространственного, логического и конструкторского мышления;
демонстрировать навыки обработки и анализа информации;
владеть научно-техническими знаниями, необходимыми для активной познавательной деятельности, для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни;
траекторию профессионального самоопределения.
Личностные результаты:
интересоваться методам инженерного моделирования и конструирования;
стремиться к получению качественного законченного результата;
проявлять навыки самостоятельной и коллективной работы;
владеть навыками самоорганизации и планирования времени и ресурсов.
Продолжительность реализации практики
1 год
Материально-техническое оснащение
- учебное помещение;
- помещение для лазерных станков;
- компьютер, принтер, графо-, эпи-, диа, мультимедиа-проекторы;
- интерактивная доска;
- телевизор;
- DVD-проигрыватель;
- технические, графические, чертёжные приборы;
- древесные материалы;
- краски акварельные, гуашь, акриловые;
- кисточки для красок и малярные;
- наждачная бумага разной шероховатости.
Необходимый уровень подготовки педагогов
1 педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование в технической области.
Личностные достижения педагога
участник Всероссийского конкурса художественного и технического творчества «Новогодний фейерверк» в номинации «За успешную подготовку обучающихся к мероприятию всероссийского значения» (2023, 2024).
участник III Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы формирования Всероссийской экосистемы, обеспечивающей профессиональное самоопределение и развитие научно-технического творчества и инновационной деятельности детей и молодежи в соответствии с моделями деятельности Кружкового движения Национальной технологической инициативы» (2024).
финалист этапа Всероссийского открытого фестиваля научно-технического творчества учащихся «Траектория технической мысли-2024» «За успешную подготовку обучающихся к мероприятию всероссийского значения» (2024).
Перспективы практики
Участие в региональных, всероссийских конкурсах и фестивалях технического творчества.
Алгоритм действий при реализации практики
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проведение занятий осуществляется 2 раза в неделю по два академических часа с перерывом между занятиями в 10 минут. Занятия включают организационную, теоретическую и практическую часть. Организационная часть включает подготовку необходимых материалов для проведения занятия. Теоретическая часть направлена на освоение основ программирования, проектирования и работы на лазерном станке. Практическая часть занимает большую часть времени, направлена на изготовление моделей разной сложности и конфигурации.
Формами организации образовательного процесса являются
— индивидуальная;
— групповая;
— индивидуально-групповая.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
8
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Нет
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
100%
Результативность реализации практики
Достижения учащихся:
Лауреаты 1 степени (3 чел.) во Всероссийском межнациональном фестивале художественного творчества «Златоглавая Россия, многоликая страна — 2024» (Башкортостан, 2024)
1 место (2 чел.) во всероссийском открытом фестивале научно-технического творчества учащихся «Траектория технической мысли — 2024» (Москва, 2024)
1 место во Всероссийском конкурсе художественного и технического творчества «Новогодний фейерверк — 2024» (Москва, 2024)
1 место (2 чел.) во Всероссийском историко-патриотическом конкурсе «Калейдоскоп ганзейских городов России — 2025» (Псков, 2025)
Дипломанты 1,2 степени VII открытого конкурса декоративно-прикладного творчества г. Котовска «Сударыня Масленица (г. Котовск, 2025)
Победители в конкурсе-выставке декоративно-прикладного творчества «Неваляшка в гостях у сказки» (г. Котовск, 2025)
1, 2, 3 место в муниципальном этапе многожанрового фестиваля, посвященного 80-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. «Потомки помнят славную победу» (г. Тамбов, 2025)
