Информация об авторах (держателях) практики
ФИО: Ермаков Андрей Иванович
Контактный телефон: 8(47534)2-49-01
Адрес электронной почты: ddt.bondari@yandex.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: Бондарский р-н, c. Бондари, ул. Советская, д. 22
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Бондарский Дом детского творчества
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Физкультурно-спортивная
Название практики
Дополнительная общеразвивающая программа «Смешанные боевые единоборства (ММА)»
Краткое описание
Совершенствование у обучающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, профессиональное ориентирование. Программа знакомит с основами боевых единоборств ММА и рассчитана на обучающихся разных возрастных групп и уровней физической подготовленности.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Целевая аудитория
Дети младшего школьного возраста
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
15 человек
Возрастные ограничения
от 8 до 12 лет
Цель практики
Создание оптимальных условий для физического и психического развития, самореализации, укрепления здоровья, формирования позитивных жизненных ценностей обучающихся посредством систематических занятий смешанным боевым единоборством
Задачи практики
Образовательные:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
- формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще);
- овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
- воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости);
- отбор перспективных детей для дальнейших занятий смешанными боевыми единоборствами;
- вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по смешанному боевому единоборству;
- изучение базовой техники смешанных боевых единоборств.
Развивающие:
- развитие выносливости;
- развитие силы;
- развитие ловкости;
- развитие координации
Воспитательные:
- формирование физических, духовных и нравственных качеств;
- формирование патриотизма;
- формирование мировоззрения здорового образа жизни;
- воспитание целеустремленности, дисциплинированности, уверенности в своих силах.
Краткое обоснование актуальности практики
Актуальность программы «Смешанные боевые единоборства ММА» обусловлена запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств для развития физических и морально-волевых качеств обучающихся, укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности, привития навыков здорового образа жизни. Программа поможет подрастающему поколению сориентироваться в выборе будущей профессии, так как перед ними в современных условиях открываются широкий спектр профессий, где можно применить приобретенные физические навыки и морально-волевые качества.
Смешанное боевое единоборство является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка.
Этот вид спорта необходим в наше тяжелое время, когда дети становятся жертвами различного рода нападений как физического, так и морального характера. Каждому ребенку необходим минимум знаний приемов самозащиты и умение их применять. Задача педагога научить ребенка не только обороняться, но и уметь разрешать конфликты мирным путем.
Смешанные единоборства среди остальных силовых видов спорта выделяется своим большим педагогическим потенциалом, ведь эта борьба прекрасно формирует как физические данные ребенка, так и его духовный настрой. Учитель не давит на ученика, а с помощью превосходства мудрости и философии добивается результата.
Смешанные единоборства позволяют детям повысить самооценку, утвердиться в глазах сверстников и адаптироваться в детском (подростковом) коллективе, развивать силу, ловкость, выносливость, смелость, настойчивость, выдержку, решительность, укрепить здоровье, а также профессионально сориентировать.
Методология практики
В программе для реализации поставленных задач используются современные образовательные технологии:
- личностно-ориентированные технологии – педагог учитывает опыт ребенка (психологический, двигательный уровень физического развития и подготовленности) и на его основе ведет индивидуально- ориентированную педагогическую деятельность;
- здоровьесберегающие технологии – создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
— соблюдение необходимых мер профилактики травматизма;
— соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
— выполнение требований к месту проведения занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся;
— подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся;
— сообщение теоретических сведений о ценности здоровья, о преимуществах ЗОЖ, о пагубном воздействии вредных привычек;
— формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; технология дифференцированного обучения предусматривает различные тренировочные нагрузки в группах детей с высоким и низким уровнем подготовленности.
Применение комплексов упражнений отдельно для каждой подгруппы позволяет оптимизировать нагрузку и обеспечивает доступность заданий в процессе физической и технической подготовки. Объединение сильных обучающихся в одну группу позволяет педагогу увеличить объемы тренировочных заданий, не опасаясь при этом нанести вред здоровью более слабых в физическом отношении детей, для которых такие физические нагрузки были бы непосильными.
Формы организации деятельности на занятии: фронтальная, групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: тренировочная, практическая, комбинированная, соревновательная.
Основные методы:
словесные: рассказ, описание, объяснение, разбор, задание, указание, команда, беседа, дискуссия; наглядные: показ, демонстрация, визуализация;
практические: метод строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее) и частично регламентированного упражнения (игровой и соревновательный).
Ожидаемый результат
личностные результаты:
- у учащихся сформирована потребность в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни;
- сформированы и развиваются специальные физические качества, технико-тактическая и психологическая подготовка;
- выявлены и поддерживаются дети, проявившие особые способности в занятиях настольным теннисом;
- сформирован высокий уровень спортивной мотивации;
метапредметные результаты:
- сформированы и развиваются волевые и морально-этические качества личности, дисциплинированность, чувство ответственности за результат, целеустремленность, инициативность, самостоятельность;
предметные результаты:
- сформирован уровень общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- сформирована базовая техника настольного тенниса;
- сформированы и развиваются функциональные возможности организма спортсменов
Продолжительность реализации практики
1 год
Материально-техническое оснащение
Спортивный зал; борцовский ковер;
Гантели переменной массы (от 3 до 12);
Скакалки;
Защита голени, паха, головы;
Ударно-бросковые перчатки.
Необходимый уровень подготовки педагогов
1 педагог дополнительного образования, имеющий среднее или высшее профессиональное педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.
Личностные достижения педагогов
— Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;
— Благодарственное письмо общественной организации «Тамбовская региональная спортивная федерация рукопашного боя»;
— Благодарственное письмо Тамбовской региональной общественной спортивной организации «Феникс»;
— Благодарственное письмо Министерства спорта Тамбовской области;
— Сертификат участника регионального этапа всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
— Третья судейская спортивная категория по рукопашному бою;
— Золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
— Удостоверение «Спортивный судья».
Перспективы практики
Программа может быть использована в практике работы тренеров-преподавателей по смешанному боевому единоборству в спортивных школ Тамбовской области и других регионов России.
Алгоритм действий при реализации практики
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы – 144 часа. Учебный план рассчитан на 36 учебных недель.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом.
Учебные группы обучения комплектуются из числа детей 8-12 лет, не имеющих медицинских противопоказаний.
Образовательная деятельность строится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. Формы аттестации. Стартовый – в начале года обучения.
Промежуточная аттестация — в середине каждого года обучения.
Итоговая аттестация – в конце освоения программы.
Форма итоговой аттестации — экзамен, состоящий из двух разделов: теоретический и практический.
Формы и методы проведения теоретического раздела: тестирование.
Критерии теоретического раздела итоговой аттестации: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.
Формы и методы проведения практического раздела: решение задач и типовых позиций.
Критерии практического раздела итоговой аттестации:
— техническая подготовка учащихся,
— тактическая подготовка.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
8 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Кризис взаимоотношений учащихся, основанный на низком уровне физических возможностей детей и желанием достижения высоких спортивных результатов
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
80%
Результативность реализации практики
— Открытый ковер Тамбовской области по рукопашному бою среди мальчиков и девочек 8-11 лет (2024) – 1 место – 2 чел.
— Открытый ковер Тамбовской области по рукопашному бою среди юношей и девушек 12-17 лет (2024) – 1 место – 1 чел., 2 место – 1 чел, 3 место – 1 чел.
— Открытый учебно-тренировочный ковер по универсальному бою в честь Дня Конституции (2024) – 1 место – 1 чел., 2 место – 3 чел, 3 место – 1 чел.
— Открытый ковер Тамбовской области по рукопашному бою среди юношей и девушек 12-17 лет (2025) – 1 место – 2 чел., 3 место – 1 чел.
— Открытый фестиваль среди мальчиков и девочек 8-11 лет (2025) – 3 место – 2 чел.
— Открытый фестиваль «ТРОСО Феникс» по рукопашному бою среди мальчиков и девочек 6-7 лет, 10-11 лет (2025) – 1 место – 1 чел., 2 место – 1 чел.,3 место – 2 чел.
— Открытое первенство г. Тамбова по рукопашному бою среди юношей и девушек 12-13 лет, 14-15 лет (2025) – 1 место – 1 чел., 2 место – 1 чел.
— Открытый учебно-тренировочный ковер по универсальному бою, посвященный Дню Победы (2025) – 1 место – 4 чел., 2 место – 3 чел, 3 место – 6 чел.
