Информация об авторе (держателе) практики
ФИО: Панфилов Илья Александрович
Контактный телефон: 8 996 957 89 48
Адрес электронной почты: TheSameFilll@yandex.ru
Должность: Учитель физики
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Мичуринск ул. Советская, д.262
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Мичуринска Тамбовской области
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Естественнонаучная
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экспериментальная физика»
Краткое описание
Программа «Экспериментальная физика» имеет естественнонаучную направленность и призвана научит обучающихся применять физические знания на практике, видеть и уметь объяснять физические явления и процессы. Она помогает развивать критическое мышление и аналитические навыки, необходимые для интерпретации результатов экспериментов и анализа данных.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа
Целевая аудитория
дети среднего школьного возраста;
дети старшего школьного возраста.
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
15 человек
Возрастные ограничения
13-17 лет
Цель практики
Целью программы дополнительного образования «Экспериментальная физика» является развитие у учащихся интереса к физике, формирование навыков научного исследования и экспериментальной работы, а также расширение знаний в области физики.
Задачи практики
1. Образовательные:
— формировать у детей познавательный интерес к предметной области физики;
— формировать практические навыки в различных направлениях физики;
— формировать навыки обращения с цифровым оборудованием;
— формировать умения применять теоретические знания на практике.
2. Развивающие:
— развивать память, внимание, наблюдательность;
— развивать абстрактное и логическое мышление;
— развивать творческий и рациональный подходы к решению задач и оценке собственной деятельности;
— развивать умения работать в команде, а также организовывать работу в группе, паре, индивидуально;
— развивать у детей внутреннюю мотивацию бережного отношения к природе.
3. Воспитательные:
— воспитывать настойчивость, собранность, организованность, аккуратность;
— воспитывать умения работать в мини-группе, культуру общения и ведения диалога;
— способствовать формированию нравственного восприятия природы с точки зрения изучения физики.
Краткое обоснование актуальности практики
Актуальность программы продиктована в необходимости формирования, различного рода, компетенций: программа помогает формировать компетенции, такие как инициативность, находчивость, активность при решении практических задач, что является важным для успешной карьеры в различных областях.
Методология практики
словесные (беседа, диалог педагога с обучающимися и друг с другом, разбор, инструктаж, консультация, дискуссия);
наглядные (демонстрация; показ);
видео-метод (просмотр, обучение, упражнение под контролем «электронного педагога», контроль);
методы практической работы (наблюдения, работа с цифровым микроскопом, изготовление временных микротомических срезов, проведение лабораторных и практических работ, тренинги, графические работы построения схем, графиков, таблиц, диаграмм, заполнения матриц, проектирование, анализ, моделирование, эксперименты, создание авторских работ, самоконтроль и взаимоконтроль).
Ожидаемый результат
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений), классифицировать их;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Продолжительность реализации практики
1 год
Материально-техническое оснащение
Измерительный цилиндр;
Датчики температуры, времени;
Набор геометрических тел;
Крупа, проволока, нить;
Электронные весы;
Деревянный брусок;
Набор грузов;
Динамометр;
Штатив;
Калориметр;
Микроскоп;
Спиртовка;
Комплект проводов;
Резисторы, ключ;
Источник тока, вольтметр, амперметр;
Набор «Оптика»;
Презентационное оборудование;
Интерактивная доска;
Компьютерное оборудование;
Ноутбук;
Программное обеспечение;
Офисное программное обеспечение;
Цифровая лаборатория Архимед.
Необходимый уровень подготовки педагогов
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Личностные достижения педагога
Финалист муниципального конкурса «Молодой педагог 2023»;
Призер муниципального конкурса открытых уроков «Современный урок»;
Победитель регионального конкурса вожатского мастерства «Вожатый лета 2025».
Перспективы практики
Участие в городских и региональных мероприятиях
Алгоритм действий при реализации практики
Программа рассчитана на учащихся 13 — 17 лет, проявляющих интерес к современному естественно-научному творчеству, конструкторской и изобретательской деятельности с использованием в работе высокотехнологичного оборудования.
Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности детей 13 — 17 лет, которые определяют выбор форм проведения занятий с учащимися. Дети этого возраста отличаются внутренней уравновешенностью, стремлением к активной практической деятельности, поэтому основной формой проведения занятий выбраны практические занятия. Ребят также увлекает совместная коллективная деятельность, так как резко возрастает значение коллектива, общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки поступков и действий ребенка со стороны не только старших, но и сверстников. Ребенок стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Поэтому в программу включены практические занятия в проектных разновозрастных группах, которые позволяют каждому проявить себя и найти свое место в команде.
Условия набора детей: для обучения в объединение принимаются все желающие, независимо от уровня подготовки, не имеющие медицинских противопоказаний. Формируются группы разновозрастного состава.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
7 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Нет
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
80%
Результативность реализации практики
Диплом 1 степени «V межмуниципальная открытая научно-практическая конференция школьников «Новое измерение» (1 человек)
