Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания
Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленности «Основы бизнеса и предпринимательства»

Программа формирует устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее изучение экономических наук и успешно определиться с выбором будущей профессии

Рубрики: 

Метки: ,

Информация об авторе (держателе) практики

ФИО: Мелехова Елена Александровна
Контактный телефон: 8 962 232 9565
Адрес электронной почты: melehlena@mail.ru
Должность: Педагог дополнительного образования

Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Мичуринск, ул. Лаврова, д. 98
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Мичуринска Тамбовской области

Информация о практике

Направленность дополнительного образования

Социально-гуманитарная

Название практики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Основы бизнеса и предпринимательства»

Краткое описание

Программа формирует устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее изучение экономических наук и успешно определиться с выбором будущей профессии.

Форма проведения

Очная

Направления деятельности

Разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы

Целевая аудитория

Дети старшего школьного возраста

Единовременное вовлечение детей при реализации практики

15 человек

Возрастные ограничения

15-17 лет

Цель практики

Формирование социальных компетентностей у обучающихся посредством изучения основ экономики, предпринимательской деятельности и адаптация их к новым социальным ролям в меняющейся экономической среде.

Задачи практики

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомление обучающихся с проблемами, связанными с экономикой;
  • ознакомление с основами экономики, малого бизнеса, предпринимательства;
  • формирование специальных компетенций у обучающихся в области экономики и предпринимательской деятельности;
  • формирование устойчивого понимания обучающимися экономических терминов и понятий;
  • формирование мотивации к познавательной деятельности экономической направленности;

Развивающие:

  • развитие логического, аналитического мышления у обучающихся;
  • развитие устойчивого интереса у подростков к проектно-исследовательской деятельности, навыков групповой практической работы;
  • формирование у обучающихся умений применять теоретические знания в новой образовательно-практической ситуации через выполнение индивидуальных творческих работ, составление и защиты бизнес-планов, проектов, задач разного уровня сложности;
  • развитие умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации; умений осуществлять обработку информации за счёт использования различных текстовых, графических баз данных;
  • развитие рефлексии — умений осознанно строить и оценивать свою деятельность.

Воспитательные:

  • воспитание у подростков трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности;
  • формирование профессионального самоопределения обучающихся;
  • формирование у обучающихся экономической, информационно-коммуникативной культуры, толерантности;
  • формирование положительного имиджа малого бизнеса для дальнейшего привлечения обучающихся к работе в малом предпринимательстве.

Краткое обоснование актуальности практики

Экономическая система представлять собой возможность каждому человеку играть ту экономическую роль, которую он выполнит лучше других, в которой он отмечен преимуществом перед другими. От успеха распределения зависит количество и качество создаваемого обществом богатства. Поэтому нужно помочь обучающимся развить навыки экономического мышления и решения проблем профессионального самоопределения. Эти навыки они смогут использовать в повседневной жизни как потребители, бережливые люди, инвесторы, заемщики, члены трудовых коллективов, ответственные граждане, предприниматели и грамотные участники глобальных экономических процессов. Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у обучающихся старшего школьного возраста общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

В программе заложены основы практической работы обучающихся. Накапливая богатый запас знаний и разнообразных ситуаций о ведении бизнеса, у детей возрастает интерес к предпринимательской деятельности.

Методология практики

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
  • наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
  • практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
  • логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
  • проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
  • методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).

При изучении программы «Основы бизнеса и предпринимательства» приоритет отдается творческим формам обучения. Активно используются игровые и здоровьесберегающие технологии, технологии на основе личностно-ориентированного подхода, дифференцированного обучения.

Ожидаемый результат

Выпускники научатся:

  • отличать предпринимательскую деятельность от работы по найму;
  • развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки;
  • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
  • находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;
  • находить идеи для собственного дела;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • проводить анализ преимуществ и недостатков предпринимательской деятельности;
  • формулировать бизнес-идею;
  • оценивать спрос на новый продукт (размер рынка);
  • анализировать конкурентную среду;
  • использовать в повседневной жизни приобретённые ключевые компетенции при выполнении учебно-групповых проектов;
  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
  • применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои денежные средства;
  • грамотно применять полученные знания для оценки собственных действий в качестве предпринимателя, члена семьи и гражданина;
  • объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
  • использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с ведением бизнеса;
  • использовать знания о маркетинговых коммуникациях в реальной жизни;
  • выявлять профиль потенциального клиента;
  • применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования социально-экономической роли предпринимателя.

Метапредметные (развивающие):

  • Будут развиты: внимание, память, воображение, образное и пространственное мышление.
  • Получат навыки организации своей деятельности, решения простых задач экономического характера.

Личностные (воспитывающие):

  • Приобретут навыки культуры общения и поведения в социуме, научатся уважительно относиться друг к другу; ставить цели и строить жизненные планы.
  • Научатся отстаивать собственное мнение.
  • Приобретут навыки развития компетенций сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Продолжительность реализации практики

2 года

Материально-техническое оснащение

Просторное, хорошо освещенное и проветриваемое помещение, оснащенное:

— Интерактивная панель (Панель для наглядной демонстрации данных и выполнения совместных задач. Для проведения видеоконференций и мозговых штурмов)

— Ноутбук (Для работы с редакторами типа MS Word, Publisher, PhotoShop, набор текстов).

— Звуковые колонки (Для воспроизведения аудио);

— Средства наглядности (Информационно-тематический стенд, комплект из плакатов для наглядности);

— Точка доступа в интернет (Для выхода в интернет).

Методическое обеспечение.

    • иллюстративные пособия;
    • вспомогательные приборы и оборудование.
    • плоскостные (картинные и картинно – динамические): картины, иллюстрации, рисунки, фотографии, презентации, видеофильмы, таблицы, схемы;
    • справочники, учебники, учебные пособия, хрестоматии, журналы, рабочие тетради, карточки, задания – тесты, картинки – задания, таблицы – задания, раздаточный материал (шаблоны).

Необходимый уровень подготовки педагогов

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, должен иметь высшее педагогическое образование и иметь знания в области экономики.

Личностные достижения педагога

V Образовательная акция «Международное предпринимательское тестирование — 2023».

Научно-практическая конференция «Основы безопасности и защита Родины как фундамент военно-патриотического воспитания».

Семинар-практикум «Правила духовной безопасности» г. Тамбов.

I Образовательный межрегиональный Питиримовский духовно-образовательный форум «Подготовка педагогических кадров в сфере духовно-нравственного воспитания и просвещения».

II Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения, посвященные 80-летию в Великой Победе».

Региональный модельный семинар для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций «Разработка и реализация агротехнологического образования в урочной, внеурочной деятельности, дополнительном образовании в рамках реализации Единой модели профориентации».

Перспективы практики

Участие в городских и региональных мероприятиях, всероссийских и международных конкурсах.

Алгоритм действий при реализации практики

Программа адресована детям старшего школьного возраста 15-17 лет.

На 1-м году реализации программы учащиеся знакомятся с основами экономических знаний, бизнес-планированием. Программа 2-го года обучения направлена на углубление знаний и навыков по теории управления, менеджмента, рекламы.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 2 года обучения, 288 часов (4 часа в неделю).

Форма обучения по программе – очная. Режим занятий:

1-й год обучения: 144 ч., 2 раза в неделю.

2-й год обучения: 144 ч., 2 раза в неделю.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

1-й год обучения – групповая.

2-й год обучения – групповая.

Для обучения принимаются все желающие.

Количество учащихся в группе составляет 12-15 человек.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает  практическая часть.

Содержание программы предусматривает освоение начальных задач в формировании общеэкономической культуры, адекватных представлений о современном мире, сути экономических явлений и процессов. Ведущая роль отводится готовности обучающихся к жизни в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации; привитию им функциональной экономической грамотности, формированию способности к саморазвитию и самообразованию, развитию индивидуальности, навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)

7 баллов

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

Недостаточное финансирование выездов на конкурсные мероприятия всероссийского и международного уровней.

Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей

90%

Результативность реализации практики

VII ежегодный Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности.

Федеральный проект «Мы Считаем» (первая в России интерактивная онлайн-игра по финансовой грамотности в жилищной сфере)

Конкурс грантов на обучение в номинациях «Экономическая безопасность» (для желающих поступить на специальность «Экономическая безопасность»)

Олимпиад «Технологическое предпринимательство».

Всероссийский конкурс «Знание. Лектор – 2024»

V Всероссийский конкурс «Наследие выдающихся предпринимателей России»

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж».

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее - Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" - небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако, это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен