Информация об авторе (держателе) практики
ФИО: Мелехова Елена Александровна
Контактный телефон: 8 962 232 9565
Адрес электронной почты: melehlena@mail.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: г. Мичуринск, ул. Лаврова, д. 98
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Мичуринска Тамбовской области
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Социально-гуманитарная
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Основы бизнеса и предпринимательства»
Краткое описание
Программа формирует устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее изучение экономических наук и успешно определиться с выбором будущей профессии.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Разноуровневые дополнительные общеразвивающие программы
Целевая аудитория
Дети старшего школьного возраста
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
15 человек
Возрастные ограничения
15-17 лет
Цель практики
Формирование социальных компетентностей у обучающихся посредством изучения основ экономики, предпринимательской деятельности и адаптация их к новым социальным ролям в меняющейся экономической среде.
Задачи практики
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление обучающихся с проблемами, связанными с экономикой;
- ознакомление с основами экономики, малого бизнеса, предпринимательства;
- формирование специальных компетенций у обучающихся в области экономики и предпринимательской деятельности;
- формирование устойчивого понимания обучающимися экономических терминов и понятий;
- формирование мотивации к познавательной деятельности экономической направленности;
Развивающие:
- развитие логического, аналитического мышления у обучающихся;
- развитие устойчивого интереса у подростков к проектно-исследовательской деятельности, навыков групповой практической работы;
- формирование у обучающихся умений применять теоретические знания в новой образовательно-практической ситуации через выполнение индивидуальных творческих работ, составление и защиты бизнес-планов, проектов, задач разного уровня сложности;
- развитие умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации; умений осуществлять обработку информации за счёт использования различных текстовых, графических баз данных;
- развитие рефлексии — умений осознанно строить и оценивать свою деятельность.
Воспитательные:
- воспитание у подростков трудолюбия, бережливости, усидчивости, аккуратности;
- формирование профессионального самоопределения обучающихся;
- формирование у обучающихся экономической, информационно-коммуникативной культуры, толерантности;
- формирование положительного имиджа малого бизнеса для дальнейшего привлечения обучающихся к работе в малом предпринимательстве.
Краткое обоснование актуальности практики
Экономическая система представлять собой возможность каждому человеку играть ту экономическую роль, которую он выполнит лучше других, в которой он отмечен преимуществом перед другими. От успеха распределения зависит количество и качество создаваемого обществом богатства. Поэтому нужно помочь обучающимся развить навыки экономического мышления и решения проблем профессионального самоопределения. Эти навыки они смогут использовать в повседневной жизни как потребители, бережливые люди, инвесторы, заемщики, члены трудовых коллективов, ответственные граждане, предприниматели и грамотные участники глобальных экономических процессов. Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у обучающихся старшего школьного возраста общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
В программе заложены основы практической работы обучающихся. Накапливая богатый запас знаний и разнообразных ситуаций о ведении бизнеса, у детей возрастает интерес к предпринимательской деятельности.
Методология практики
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).
При изучении программы «Основы бизнеса и предпринимательства» приоритет отдается творческим формам обучения. Активно используются игровые и здоровьесберегающие технологии, технологии на основе личностно-ориентированного подхода, дифференцированного обучения.
Ожидаемый результат
Выпускники научатся:
- отличать предпринимательскую деятельность от работы по найму;
- развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки;
- выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
- находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;
- находить идеи для собственного дела;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- проводить анализ преимуществ и недостатков предпринимательской деятельности;
- формулировать бизнес-идею;
- оценивать спрос на новый продукт (размер рынка);
- анализировать конкурентную среду;
- использовать в повседневной жизни приобретённые ключевые компетенции при выполнении учебно-групповых проектов;
- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои денежные средства;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных действий в качестве предпринимателя, члена семьи и гражданина;
- объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
- использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с ведением бизнеса;
- использовать знания о маркетинговых коммуникациях в реальной жизни;
- выявлять профиль потенциального клиента;
- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования социально-экономической роли предпринимателя.
Метапредметные (развивающие):
- Будут развиты: внимание, память, воображение, образное и пространственное мышление.
- Получат навыки организации своей деятельности, решения простых задач экономического характера.
Личностные (воспитывающие):
- Приобретут навыки культуры общения и поведения в социуме, научатся уважительно относиться друг к другу; ставить цели и строить жизненные планы.
- Научатся отстаивать собственное мнение.
- Приобретут навыки развития компетенций сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Продолжительность реализации практики
2 года
Материально-техническое оснащение
Просторное, хорошо освещенное и проветриваемое помещение, оснащенное:
— Интерактивная панель (Панель для наглядной демонстрации данных и выполнения совместных задач. Для проведения видеоконференций и мозговых штурмов)
— Ноутбук (Для работы с редакторами типа MS Word, Publisher, PhotoShop, набор текстов).
— Звуковые колонки (Для воспроизведения аудио);
— Средства наглядности (Информационно-тематический стенд, комплект из плакатов для наглядности);
— Точка доступа в интернет (Для выхода в интернет).
Методическое обеспечение.
-
- иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование.
- плоскостные (картинные и картинно – динамические): картины, иллюстрации, рисунки, фотографии, презентации, видеофильмы, таблицы, схемы;
- справочники, учебники, учебные пособия, хрестоматии, журналы, рабочие тетради, карточки, задания – тесты, картинки – задания, таблицы – задания, раздаточный материал (шаблоны).
Необходимый уровень подготовки педагогов
Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, должен иметь высшее педагогическое образование и иметь знания в области экономики.
Личностные достижения педагога
V Образовательная акция «Международное предпринимательское тестирование — 2023».
Научно-практическая конференция «Основы безопасности и защита Родины как фундамент военно-патриотического воспитания».
Семинар-практикум «Правила духовной безопасности» г. Тамбов.
I Образовательный межрегиональный Питиримовский духовно-образовательный форум «Подготовка педагогических кадров в сфере духовно-нравственного воспитания и просвещения».
II Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения, посвященные 80-летию в Великой Победе».
Региональный модельный семинар для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций «Разработка и реализация агротехнологического образования в урочной, внеурочной деятельности, дополнительном образовании в рамках реализации Единой модели профориентации».
Перспективы практики
Участие в городских и региональных мероприятиях, всероссийских и международных конкурсах.
Алгоритм действий при реализации практики
Программа адресована детям старшего школьного возраста 15-17 лет.
На 1-м году реализации программы учащиеся знакомятся с основами экономических знаний, бизнес-планированием. Программа 2-го года обучения направлена на углубление знаний и навыков по теории управления, менеджмента, рекламы.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 2 года обучения, 288 часов (4 часа в неделю).
Форма обучения по программе – очная. Режим занятий:
1-й год обучения: 144 ч., 2 раза в неделю.
2-й год обучения: 144 ч., 2 раза в неделю.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
1-й год обучения – групповая.
2-й год обучения – групповая.
Для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся в группе составляет 12-15 человек.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Содержание программы предусматривает освоение начальных задач в формировании общеэкономической культуры, адекватных представлений о современном мире, сути экономических явлений и процессов. Ведущая роль отводится готовности обучающихся к жизни в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг, информации; привитию им функциональной экономической грамотности, формированию способности к саморазвитию и самообразованию, развитию индивидуальности, навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
7 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Недостаточное финансирование выездов на конкурсные мероприятия всероссийского и международного уровней.
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
90%
Результативность реализации практики
VII ежегодный Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности.
Федеральный проект «Мы Считаем» (первая в России интерактивная онлайн-игра по финансовой грамотности в жилищной сфере)
Конкурс грантов на обучение в номинациях «Экономическая безопасность» (для желающих поступить на специальность «Экономическая безопасность»)
Олимпиад «Технологическое предпринимательство».
Всероссийский конкурс «Знание. Лектор – 2024»
V Всероссийский конкурс «Наследие выдающихся предпринимателей России»
Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж».
