Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно, уже с подросткового возраста формировать ценностные ориентиры.
Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.
Я провела исследование ценностных ориентиров подростков среди учащихся 6, 10 классов в возрасте 12 и 16 – 17 лет. Мне было интересно сравнить ценностные ориентиры старших и младших подростков.
Так учениками в качестве наиболее значимых терминальных ценностей были определены следующие: на 1-м месте — здоровье (физическое и психическое) (48%); на 2-м — счастливая семейная жизнь (25%); на 3-м — наличие хороших и верных друзей (20%); на 4-м — любовь (5%); на 5-м — уважение окружающих, коллектива, товарищей (2%).
Достаточно значимыми являются также: материально обеспеченная жизнь; интересная работа; красота природы и искусства; развлечения.
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
свобода как независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; счастье других.
Из инструментальных ценностей на 1-м месте — честность(30%);
на 2-м — образованность (25%); на 3-м — ответственность (23%); на 4-м — смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов (12%); на 5-м — терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)(8%).
Учащиеся 10 классов в возрасте 16 – 17 лет в количестве 22 человека в качестве наиболее значимых ценностей для себя определили:
на 1-м месте — здоровье (физическое и психическое) (44%), на 2-м – материальная обеспеченная жизнь (26%), на 3-м – любовь(11%), на 4-м – счастье семейной жизни (11%), на 5-м — наличие хороших и верных друзей 8%).
Достаточно значимыми являются также активная деятельная жизнь;
свобода как независимость в поступках и действиях; жизненная мудрость;
познание; исполнительность; терпимость; смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности:
творчество; счастье других; развлечения; красота природы и искусства;
непримиримость к недостаткам в себе и других; высокие запросы;
твердая воля; независимость.
Из инструментальных ценностей учащимися были выбраны: на 1-м месте — воспитанность (48%); на 2-м – честность(25 %); на 3-м образованность(15%); на 4-м — ответственность (6% ); на 5-м – аккуратность (6%).
Таким образом, анкетирование показало, что из терминальных ценностей сохранение и укрепление здоровья ( для учащихся 6 классов48% и 44% для учащихся 10 классов), счастливая семейная жизнь (25% и 11%), любовь (5% и 11%) являются важными составляющими системы базовых ценностей подростков школы. Менее значимыми являются: счастье других; свобода как независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; возможность творческой деятельности; развлечения; красота природы и искусства.
Жабина Елизавета