Информация об авторах (держателях) практики
ФИО: Копылова Надежда Михайловна
Контактный телефон: 8 915 868 01 50
Адрес электронной почты: Nk.kulikova1972@yandex.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: с. Староюрьево, ул. Ломоносова. д.4
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского и юношеского творчества Староюрьевского муниципального округа Тамбовской области
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
социально-гуманитарная
Название практики
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Альтернатива (социальная адаптация)»
Краткое описание
Программа базового уровня «Альтернатива (социальная адаптация)» направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде. Инновационное включение в программу «Альтернатива (социальная адаптация)» различных направлений деятельности обеспечивает развитие мотивации учащихся к занятиям, решает задачи профилактики и преодоления дезадаптации учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программа «Альтернатива» использует для социализации подростков реабилитационные возможности спорта (занятия волейболом), проектного менеджмента (позитивное развитие учащихся через социально-значимую деятельность) и предпрофессиональной подготовки учащихся (знакомство с профессиями, востребованными в сельской местности).
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Программы вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Целевая аудитория
Дети среднего школьного возраста
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
12 человек
Возрастные ограничения
от 11 до 15 лет
Цель практики
Социальная адаптация и личностное развитие учащихся через вовлечение в физкультурно-спортивную, социально-проектную и профориентационную деятельность.
Задачи практики
обучающие:
обучить учащихся проводить самодиагностику личности;
обучить базовым умениям и навыкам игры в волейбол;
сформировать навыки социально-значимой проектной деятельности;
сформировать начальные теоретические и практические предпрофессиональные навыки.
Развивающие:
развивать мотивацию учащихся к занятиям физкультурно-спортивной и социально-проектной деятельностью;
развивать познавательную активность учащихся;
развивать способность учащихся ставить и достигать цели и задачи учебной деятельности в рамках содержания программы;
развивать навыки проектной и маркетинговой деятельности;
развивать внутреннюю мотивацию учащихся к профессиональному самоопределению;
развивать стремление к физическому и творческому совершенствованию учащихся;
развивать стремление к здоровому образу жизни;
развивать у учащихся навыки коммуникативного общения;
развивать у учащихся потребность в самопознании.
Воспитывающие:
воспитывать физические, морально-эстетические и волевые качества;
выявлять задатки и способности учащихся для последующего выбора профессии;
воспитать у учащихся коммуникативные и личностные качества (настойчивость, трудолюбие);
воспитывать культуру и сознательность, привить навыки соблюдения этики и дисциплины;
воспитывать чувство коллективизма.
Реабилитационные:
вовлекать подростков и молодежь в социально значимую деятельность;
проводить профилактику негативных явлений, пропаганду здорового образа жизни среди подростков и молодежи;
содействовать социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
содействовать самореализации личности учащихся через различные области деятельности;
повышать уровень самооценки подростков, оказывать помощь в формировании ценностных жизненных ориентаций.
Краткое обоснование актуальности практики
Актуальность программы заключается в том, что сетевое взаимодействие расширяет перечень образовательных услуг для учащихся. Инновационное включение в программу «Альтернатива (социальная адаптация)» различных направлений деятельности обеспечивает развитие мотивации учащихся к занятиям, решает задачи профилактики и преодоления дезадаптации учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Подростки группы социального риска нуждаются в поддержке, так как их семьи зачастую не могут обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания.
Дополнительная общеразвивающая программа «Альтернатива» предоставляет им возможность попробовать себя в различных видах деятельности, испытать новые ощущения, не нарушая закон и не нанося вред себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально-значимых акциях, спортивных мероприятиях, проектах).
Методология практики
Формы проведения занятий: психологические игры и упражнения (ролевые игры, игры – переживания, деловые игры, психогимнастика, упражнения на отработку различных навыков), тренинги (ролевая игра, мозговой штурм, моделирование практических ситуаций, работа в малых группах, семинар, метод кейсов), групповые дискуссии, беседы, психологические тесты, элементы арт-терапии, спортивные состязания, проектирование, практические работы, экскурсии, предпрофессиональные пробы.
Ожидаемый результат
По итогам реализации дополнительной общеобразовательной программы базового уровня «Альтернатива (социальная адаптация)» ожидаются следующие результаты:
Личностные
развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;
развитие мотивации познавательных интересов;
развитие самооценки собственной деятельности;
развитие мотивации учащихся к занятиям физкультурно-спортивной и социально-проектной деятельностью;
самоопределение и самоутверждение в выборе будущей профессии.
Предметные
Модуль «Начальная диагностика»
Учащиеся должны знать:
основные понятия из области общей и социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;
методику определения своего темперамента, конфликтности, толерантности, стрессоустойчивости;
методику работы с психолого-диагностическим материалом.
Учащиеся должны уметь:
взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь позитивных результатов и находя пути решения проблем и ситуаций;
доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил тренинговой работы;
проводить самооценку состояния личности с помощью изученных диагностик.
Модуль «Горизонты спорта»
Учащиеся должны знать:
значение здорового образа жизни и занятий спортом как профилактики негативных привычек и явлений в подростковой среде;
историю и значение волейбола как мирового вида спорта, психологическое и социальное значение волейбола;
основные технические и тактические приемы игры в волейбол;
вклад постоянных занятий спортом в качество и продуктивность повседневной жизнедеятельности (высокая работоспособность, результативность учебной деятельности, удовлетворительное эмоциональное состояние).
Учащиеся должны уметь:
объединяться в единую команду для достижения общих целей и спортивных побед;
ставить командные интересы выше личных, управлять и регулировать эмоциональные состояния, настраиваться на игру с различными противниками;
выполнять базовые технические и тактические комплексы индивидуальной и командной игры.
Модуль «Социальное проектирование»
Учащиеся должны знать:
основные методы социального проектирования;
эффективные формы работы в команде;
социальные проблемы современного общества, особенно в подростковой и молодежной среде.
Учащиеся должны уметь:
работать в интегрированной группе, применяя методы проектного менеджмента, совместными усилиями добиваясь поставленных результатов и находя новые решения проблем и ситуаций;
разрабатывать и реализовывать собственный проект;
высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и позицию другого человека;
презентовать социальные проекты социальным партнерам и широким слоям общественности.
Модуль «Профессиональные пробы»
Учащиеся должны знать:
методику определения профессиональной ориентации;
требования, предъявляемые к изучаемым профессиям;
устройство, принцип действия и технические характеристики сельскохозяйственных машин;
основы работы с прикладными программными средствами и применять их на практике для создания Web-сайта.
Учащиеся должны уметь:
правильно расставлять приоритеты при выборе будущей профессии;
выполнять начальные теоретические и практические трудовые действия по изученным профессиям.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
обучение приемам самоорганизации;
формирование навыков анализа и самоанализа;
формирование позитивной «Я» — концепции;
формирование навыков социального общения.
Познавательные универсальные учебные действия:
формирование интереса к социально-значимой деятельности как альтернативе противоправной деятельности подростков;
формирование опыта реализации собственных замыслов;
формирование интереса к профессиям, востребованным в сельской местности;
формирование навыков работы с электронными ресурсами в процессе поиска информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие навыков сотрудничества со своими сверстниками, педагогами, проектными партнерами и благополучателями;
формирование умений осваивать различные социальные роли.
Продолжительность реализации практики
1 год
Материально-техническое оснащение
- Учебный кабинет (включая типовую мебель), физкультурно-спортивный зал (от 12х15 м до 18х36 м), компьютерный класс (на 8-10 человек), производственная мастерская, соответствующие требованиям СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, наличие душевых и раздевалок для мальчиков и девочек), Госпожнадзора, антитеррористической безопасности, требованиям охраны труда;
- Мультимедийное оборудование, компьютер, программное обеспечение, позволяющее обеспечить связь с электронной информационно-образовательной средой через сеть интернет и разработку электронных образовательных ресурсов;
- Бланки опросников, листы ватмана, бумага А-4, цветные карандаши, компьютер, проектор с экраном, магнитно-маркерная доска;
- Мячи баскетбольные, набивные, маты гимнастические, скакалки;
- Оборудование сельскохозяйственной технической мастерской;
- Компьютерный класс.
Необходимый уровень подготовки педагогов
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
Личностные достижения педагогов
Призер( 3 место) регионального этапа конкурса педагогического мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям 2024»
Номинация педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности.
Алгоритм действий при реализации практики
Условия набора учащихся: для обучения по программе базового уровня «Альтернатива» принимаются учащиеся разных возрастов и различных социальных групп без отборочных процедур.
Объем и сроки освоения программы: программа рассчитана на один год обучения в объеме 144 учебных часов, по 4 учебных часа в неделю (2 занятия по 2 учебных часа).
Формы и режим занятий: обучение по программе базового уровня «Альтернатива (социальная адаптация)» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы. Самостоятельная работа учащихся включает выполнение заданий, а также участие в культурно-досуговых, социально- значимых мероприятиях, творческих конкурсах и соревнованиях.
Форма организации занятий: программа предусматривает проведение занятий по группам (10-12 человек), а также по необходимости возможны подгрупповые занятия (4-6 человек) и индивидуальные занятия с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
7 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Недостаточное финансирование выездов на конкурсные мероприятия и соревнования.
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
80%
Результативность реализации практики
Победитель областного литературного конкурса «Живое слово» 2024 год Корнеева Светлана
