Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания
Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Альтернатива (социальная адаптация)»

Программа базового уровня «Альтернатива (социальная адаптация)» направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде

Рубрики: 

Метки: ,

Информация об авторах (держателях) практики

ФИО: Копылова Надежда Михайловна
Контактный телефон: 8 915 868 01 50
Адрес электронной почты: Nk.kulikova1972@yandex.ru
Должность: Педагог дополнительного образования

Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: с. Староюрьево, ул. Ломоносова. д.4
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского и юношеского творчества Староюрьевского муниципального округа Тамбовской области

Информация о практике

Направленность дополнительного образования

социально-гуманитарная

Название практики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной  направленности «Альтернатива (социальная адаптация)»

Краткое описание

Программа базового уровня «Альтернатива (социальная адаптация)» направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде. Инновационное включение в программу «Альтернатива (социальная адаптация)» различных направлений деятельности обеспечивает  развитие мотивации  учащихся к занятиям,  решает задачи профилактики и преодоления дезадаптации учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Программа «Альтернатива» использует для социализации подростков реабилитационные возможности спорта (занятия волейболом), проектного менеджмента (позитивное развитие учащихся через социально-значимую деятельность) и предпрофессиональной подготовки учащихся (знакомство с профессиями, востребованными в сельской местности).

Форма проведения

Очная

Направления деятельности

Программы вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Целевая аудитория

Дети среднего школьного возраста

Единовременное вовлечение детей при реализации практики

12 человек

Возрастные ограничения

от 11 до 15 лет

Цель практики

Социальная адаптация и личностное развитие учащихся через вовлечение в физкультурно-спортивную, социально-проектную и профориентационную деятельность.

Задачи практики

обучающие:

обучить учащихся проводить самодиагностику личности;

обучить базовым умениям и навыкам игры в волейбол;

сформировать навыки социально-значимой проектной деятельности;

сформировать начальные теоретические и практические предпрофессиональные навыки.

Развивающие:

развивать мотивацию учащихся к занятиям физкультурно-спортивной и социально-проектной деятельностью;

развивать познавательную активность учащихся;

развивать способность учащихся ставить и достигать цели и задачи учебной деятельности в рамках содержания программы;

развивать навыки проектной и маркетинговой деятельности;

развивать внутреннюю мотивацию учащихся к профессиональному самоопределению;

развивать стремление к физическому и творческому совершенствованию учащихся;

развивать стремление к  здоровому образу жизни;

развивать у учащихся навыки коммуникативного общения;

развивать у учащихся потребность в самопознании.

Воспитывающие:

воспитывать физические, морально-эстетические и волевые качества;

выявлять задатки и способности учащихся для последующего выбора профессии;

воспитать у учащихся коммуникативные и личностные качества (настойчивость, трудолюбие);

воспитывать культуру и сознательность, привить навыки соблюдения этики и дисциплины;

воспитывать чувство коллективизма.

Реабилитационные:

вовлекать подростков и молодежь в социально значимую деятельность;

проводить профилактику негативных явлений, пропаганду здорового образа жизни среди подростков и молодежи;

содействовать социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;

содействовать самореализации личности учащихся через различные области деятельности;

повышать уровень самооценки подростков, оказывать помощь в формировании ценностных жизненных ориентаций.

Краткое обоснование актуальности практики

Актуальность программы заключается в том, что сетевое взаимодействие расширяет перечень образовательных услуг для учащихся. Инновационное включение в программу «Альтернатива (социальная адаптация)» различных направлений деятельности обеспечивает  развитие мотивации  учащихся к занятиям,  решает задачи профилактики и преодоления дезадаптации учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Подростки группы социального риска нуждаются в поддержке, так как их семьи зачастую не могут обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания.

Дополнительная общеразвивающая программа «Альтернатива» предоставляет  им возможность попробовать себя в различных видах деятельности, испытать новые ощущения, не нарушая закон и не нанося вред себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально-значимых акциях, спортивных мероприятиях, проектах).

Методология практики

Формы проведения занятий: психологические игры и упражнения (ролевые игры, игры – переживания, деловые игры, психогимнастика, упражнения на отработку различных навыков), тренинги (ролевая игра, мозговой штурм, моделирование практических ситуаций, работа в малых группах, семинар, метод кейсов), групповые дискуссии, беседы,  психологические тесты, элементы арт-терапии, спортивные состязания,  проектирование,  практические работы, экскурсии, предпрофессиональные пробы.

Ожидаемый результат

По итогам реализации дополнительной общеобразовательной программы базового уровня «Альтернатива (социальная адаптация)» ожидаются следующие результаты:

Личностные

развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;

развитие мотивации познавательных интересов;

развитие самооценки собственной деятельности;

развитие мотивации учащихся к занятиям физкультурно-спортивной и социально-проектной деятельностью;

самоопределение и самоутверждение в выборе будущей профессии.

Предметные

Модуль «Начальная диагностика»

Учащиеся должны знать:

основные понятия из области общей и социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;

методику определения своего темперамента, конфликтности, толерантности, стрессоустойчивости;

методику работы с психолого-диагностическим материалом.

Учащиеся должны уметь:

взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь позитивных результатов и находя пути решения проблем и ситуаций;

доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил тренинговой работы;

проводить самооценку состояния личности с помощью изученных диагностик.

Модуль «Горизонты спорта»

Учащиеся должны знать:

значение здорового образа жизни и занятий спортом как профилактики негативных привычек и явлений в подростковой среде;

историю и значение волейбола как мирового вида спорта, психологическое и социальное значение волейбола;

основные технические и тактические приемы игры в волейбол;

вклад постоянных занятий спортом в качество и продуктивность повседневной жизнедеятельности (высокая работоспособность, результативность учебной деятельности, удовлетворительное эмоциональное состояние).

Учащиеся должны уметь:

объединяться в единую команду для достижения общих целей и спортивных побед;

ставить командные интересы выше личных, управлять и регулировать эмоциональные состояния, настраиваться на игру с различными противниками;

выполнять базовые технические и тактические комплексы индивидуальной и командной игры.

Модуль «Социальное проектирование»

Учащиеся должны знать:

основные методы социального проектирования;

эффективные формы работы в команде;

социальные проблемы современного общества, особенно в подростковой и молодежной среде.

Учащиеся должны уметь:

работать в интегрированной группе, применяя методы проектного менеджмента, совместными усилиями добиваясь поставленных результатов и находя новые решения проблем и ситуаций;

разрабатывать и реализовывать собственный проект;

высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и позицию другого человека;

презентовать социальные проекты социальным партнерам и широким слоям общественности.

Модуль «Профессиональные пробы»

Учащиеся должны знать:

методику определения  профессиональной ориентации;

требования, предъявляемые к изучаемым профессиям;

устройство, принцип действия и технические характеристики сельскохозяйственных машин;

основы работы с прикладными программными средствами и применять их на практике для создания Web-сайта.

Учащиеся должны уметь:

правильно расставлять приоритеты при выборе будущей профессии;

выполнять начальные теоретические и практические трудовые действия по изученным профессиям.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

обучение приемам самоорганизации;

формирование навыков анализа и самоанализа;

формирование позитивной «Я» — концепции;

формирование навыков социального общения.

Познавательные универсальные учебные действия:

формирование интереса к социально-значимой деятельности как альтернативе противоправной деятельности подростков;

формирование опыта реализации собственных замыслов;

формирование интереса к профессиям, востребованным в сельской местности;

формирование навыков работы с электронными ресурсами в процессе поиска информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие навыков сотрудничества со своими сверстниками, педагогами, проектными партнерами и благополучателями;

формирование умений осваивать различные социальные роли.

Продолжительность реализации практики

1 год

Материально-техническое оснащение

  • Учебный кабинет (включая типовую мебель), физкультурно-спортивный зал (от 12х15 м до 18х36 м), компьютерный класс (на 8-10 человек), производственная мастерская, соответствующие требованиям СанПин 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, наличие душевых и раздевалок для мальчиков и девочек), Госпожнадзора, антитеррористической безопасности, требованиям охраны труда;
  • Мультимедийное оборудование, компьютер, программное обеспечение, позволяющее обеспечить связь  с электронной информационно-образовательной средой через сеть интернет и разработку электронных образовательных ресурсов;
  • Бланки опросников, листы ватмана, бумага А-4, цветные карандаши, компьютер, проектор с экраном, магнитно-маркерная доска;
  • Мячи баскетбольные, набивные, маты гимнастические, скакалки;
  • Оборудование сельскохозяйственной технической мастерской;
  • Компьютерный класс.

Необходимый уровень подготовки педагогов

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Личностные достижения педагогов

Призер( 3 место) регионального этапа конкурса педагогического мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям 2024»

Номинация педагог дополнительного образования по социально-гуманитарной направленности.

Алгоритм действий при реализации практики

Условия набора учащихся: для обучения по программе базового уровня «Альтернатива» принимаются учащиеся разных возрастов  и различных социальных групп без отборочных процедур.

Объем и сроки освоения программы: программа рассчитана на один год обучения в объеме 144 учебных часов, по 4 учебных часа в неделю (2 занятия по 2 учебных часа).

Формы и режим занятий: обучение по программе базового  уровня «Альтернатива (социальная адаптация)» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы. Самостоятельная работа учащихся включает выполнение заданий, а также участие в культурно-досуговых, социально- значимых мероприятиях, творческих конкурсах и соревнованиях.

Форма организации занятий: программа предусматривает проведение занятий по группам (10-12 человек), а также по необходимости возможны подгрупповые занятия (4-6 человек) и индивидуальные занятия с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)

7 баллов

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

Недостаточное финансирование выездов на конкурсные мероприятия и соревнования.

Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей

80%

Результативность реализации практики

Победитель областного литературного конкурса «Живое слово» 2024 год Корнеева Светлана

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее - Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" - небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако, это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен