Информация об авторе (держателе) практики
ФИО: Нефедов Сергей Александрович
Контактный телефон: 89204789399
Адрес электронной почты: nefedow.sergei2012@yandex.ru
Должность: Педагог дополнительного образования
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: р.п. Ржакса, ул. Школьная, д.36
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова»
Информация о практике
Направленность дополнительного образования
Социально-гуманитарная
Название практики
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Журналистика для начинающих»
Краткое описание
Программа направлена на привитие интереса к многогранной профессии: журналист.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию. Ребята исследуют события, проводят интервью, анализируют данные и предоставляют информацию о происходящем вокруг нас.
Форма проведения
Очная
Направления деятельности
Модульная дополнительная общеразвивающая программа
Целевая аудитория
Дети среднего школьного возраста
Единовременное вовлечение детей при реализации практики
15 человек
Возрастные ограничения
14-16 лет
Цель практики
Подготовка к жизни в информационном пространстве — формирование знаний о СМИ, умений работать с ними, адекватно воспринимать информацию, формирование медиакультуры обучающихся через знакомство с деятельностью современных средств массовой коммуникации и создание собственной медиапродукции.
Задачи практики
Обучающие:
- осваивать основы журналистской работы и издательского дела;
- формировать знания об истории журналистики и этапах ее развития;
- осваивать навыки журналистского мастерства;
- обучать работать с компьютером и современными издательскими программами и программами монтажа;
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать полноценное эстетическое восприятие, индивидуальное творческое мышление;
- развивать память, интерес, внимание, понимание слова, фразы, текста;
- расширять активный словарный запас;
- развивать фантазию, чувство юмора;
- активизировать и развивать ассоциативное мышление.
Воспитательные:
- прививать понятие о журналистской этике;
- формировать вкус к чтению;
- прививать культуру общения с миром средств массовой коммуникации;
- формировать духовную потребность в постоянном повышении информированности учащихся;
- формировать потребность в познавательном досуге.
Краткое обоснование актуальности практики
Актуальность практики заключается в том, что она дает общее представление, как сделать издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид и интересными читателю. В Программе собран материал, который направлен на получения представления о предмете и создании печатной продукции, приобретение практического и социального опыта, развитие у обучающихся нестандартного мышления, способности к творческому восприятию и отражению мира, формирование активной и независимой жизненной позиции, возможно необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера. Обучение построено последовательно, освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета.
Методология практики
Использование игровых методов — деловых и ролевых игр, которые воссоздают ситуации профессиональной деятельности и ставят участников перед необходимостью оперативного решения задач.
Проблемно-поисковый метод — диспуты, круглые столы, ролевые и деловые игры, конкурсы.
Ожидаемый результат
Личностные результаты:
— устойчивый познавательный интерес к выбранной деятельности;
— навык самостоятельной работы (умение делать самостоятельный выбор, аргументировать его, способность самостоятельно подбирать и использовать в работе необходимую литературу, иные источники информации);
— навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной, проектной творческой деятельности;
— овладение социально ценными личностными качествами (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду);
— знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
— формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
— освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
— формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
— овладение навыкам журналистского мастерства;
— умение работать с различным информационным материалом, самостоятельно подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов;
— умение адекватно воспринимать оценку своих работ;
— овладение культурой общения с медиа,
— овладение навыками работы с различными источниками информации;
— развитие творческих и коммуникативных способностей;
— развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
— овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Предметные результаты:
— умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
— знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью);
— овладение навыками работы с медиатекстом;
— анализ текста как конечного результата журналистской деятельности, создание текста в различных жанрах, поиск информации в различных источниках;
— макетирование газеты и создание номера, включающего основные структурные элементы;
— умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах;
— умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения;
— умение оперировать формулировками, определениями;
Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, деление жанров согласно основным признакам (информационные, аналитические, художественно-публицистические), принципы организации редакции, владеть культурой речи.
Продолжительность реализации практики
1 год
Материально-техническое оснащение
- Учебный класс
- компьютер;
- электронные ресурсы: программы, материалы на дисках;
- аппаратура для проведения творческих командировок: цифровой фотоаппарат, диктофон;
- стенды для макетирования газеты.
- бумага для принтера,
- блокноты;
- ручки;
- карандаши, краски, фломастеры;
- ватманы.
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;
- различные периодические печатные издания;
- тексты для редактирования.
Необходимый уровень подготовки педагогов
1 педагог дополнительного образования с высшей категорией, имеющий высшее профильное образование, владеющий приемами личностно-ориентированного обучения, проектными технологиями и технологиями наставничества.
Личностные достижения педагога
- Сертификат участника дистанционного конкурса учителей русского языка «Хранители русского языка 2023»,
- Благодарственное письмо Региональной медиашколы «СМИ БУДУЩЕГО 2.0» (2021),
- Благодарственное письмо ТГУ им. Г.Р. Державина (Институт образования и естественных наук) за помощь в организации Регионального конкурса «В литературу я влюблён навеки…» и подготовку победителей в двух номинациях (2025),
- Благодарственное письмо XXIV открытого интернет –фестиваля молодых читателей «СОЧИ-МОСТ 2025»,
- Благодарственное письмо образовательного портала «Ника» за подготовку победителей конкурса (2023, 2024, 2025),
- Ведомственная награда. Нагрудный знак «Молодость и профессионализм» 2023.
Перспективы практики
- Обучение может помочь учащимся определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении.
- Даёт возможность выбрать журналистику как будущую профессию.
- Помогает развивать коммуникативные навыки и умения, пробовать себя в роли корреспондента, интервьюера.
Алгоритм действий при реализации практики
Программа рассчитана на обучающихся 14-16 лет. Группа может состоять из обучающихся одного возраста или быть разновозрастной, включать детей 14-16 лет. На обучение принимаются все желающие, независимо от интеллектуальных и творческих способностей детей.
Количество учащихся в группе 15 человек.
Объём программы — 72 ч.
Форма обучения — очная
Режим занятий: количество часов и занятий в неделю: 2 часа в неделю (72 часа в год), продолжительность занятий — 40 мин. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)
5 баллов
Проблемные зоны, риски, открытые вопросы
Недостаточные материально-технические возможности.
Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей
88%
Результативность реализации практики
- Диплом юнкора региональной медиашколы «СМИ Будущего 2.0» (1 ученик),
- Диплом победителя областного конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы-2024» (1 ученик),
- Диплом 1 степени в номинации «Литературное творчество» региональной олимпиады обучающихся в системе дополнительного образования «Их имена история хранит» (2024) (1 ученик),
- Диплом победителя творческого конкурса на образовательном портале «НИКА» (2023-2 ученика, 2024-2 ученика, 2025-4 ученика),
- Диплом победителя регионального конкурса сочинений «В литературу я влюблён навеки…» (2025) 2 ученика (в двух номинациях),
- Диплом победителя открытого интеренет-фестиваля молодых читателей «СОЧИ-МОСТ 2025» (1 ученик)
