Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания
Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Журналистика для начинающих»

Программа направлена на привитие интереса к многогранной профессии: журналист

Рубрики: 

Метки: ,

Информация об авторе (держателе) практики

ФИО: Нефедов Сергей Александрович
Контактный телефон: 89204789399
Адрес электронной почты: nefedow.sergei2012@yandex.ru
Должность: Педагог дополнительного образования

Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: р.п. Ржакса, ул. Школьная, д.36
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.М. Фролова»

Информация о практике

Направленность дополнительного образования

Социально-гуманитарная

Название практики

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Журналистика для начинающих»

Краткое описание

Программа направлена на привитие интереса к многогранной профессии: журналист.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию. Ребята исследуют события, проводят интервью, анализируют данные и предоставляют информацию о происходящем вокруг нас.

Форма проведения

Очная

Направления деятельности

Модульная дополнительная общеразвивающая программа

Целевая аудитория

Дети среднего школьного возраста

Единовременное вовлечение детей при реализации практики

15 человек

Возрастные ограничения

14-16 лет

Цель практики

Подготовка к жизни в информационном пространстве — формирование знаний о СМИ, умений работать с ними, адекватно воспринимать информацию, формирование медиакультуры обучающихся через знакомство с деятельностью современных средств массовой коммуникации и создание собственной медиапродукции.

Задачи практики

Обучающие:

  • осваивать основы журналистской работы и издательского дела;
  • формировать знания об истории журналистики и этапах ее развития;
  • осваивать навыки журналистского мастерства;
  • обучать работать с компьютером и современными издательскими программами и программами монтажа;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать полноценное эстетическое восприятие, индивидуальное творческое мышление;
  • развивать память, интерес, внимание, понимание слова, фразы, текста;
  • расширять активный словарный запас;
  • развивать фантазию, чувство юмора;
  • активизировать и развивать ассоциативное мышление.

Воспитательные:

  • прививать понятие о журналистской этике;
  • формировать вкус к чтению;
  • прививать культуру общения с миром средств массовой коммуникации;
  • формировать духовную потребность в постоянном повышении информированности учащихся;
  • формировать потребность в познавательном досуге.

Краткое обоснование актуальности практики

Актуальность практики заключается в том, что она дает общее представление, как сделать издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид и интересными читателю. В Программе собран материал, который направлен на получения представления о предмете и создании печатной продукции, приобретение практического и социального опыта, развитие у обучающихся нестандартного мышления, способности к творческому восприятию и отражению мира, формирование активной и независимой жизненной позиции, возможно необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера. Обучение построено последовательно, освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета.

Методология практики

Использование игровых методов — деловых и ролевых игр, которые воссоздают ситуации профессиональной деятельности и ставят участников перед необходимостью оперативного решения задач.

Проблемно-поисковый метод — диспуты, круглые столы, ролевые и деловые игры, конкурсы.

Ожидаемый результат

Личностные результаты:

— устойчивый познавательный интерес к выбранной деятельности;

— навык самостоятельной работы (умение делать самостоятельный выбор, аргументировать его, способность самостоятельно подбирать и использовать в работе необходимую литературу, иные источники информации);

— навык сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной, проектной творческой деятельности;

— овладение социально ценными личностными качествами (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду);

— знакомство с особенностями профессии журналиста на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

— формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;

— освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

— формирование активной жизненной позиции.

 Метапредметные результаты:

— овладение навыкам журналистского мастерства;

— умение работать с различным информационным материалом, самостоятельно подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов;

— умение адекватно воспринимать оценку своих работ;

— овладение культурой общения с медиа,

— овладение навыками работы с различными источниками информации;

— развитие творческих и коммуникативных способностей;

— развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,

— овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.

Предметные результаты:

— умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

— знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью);

— овладение навыками работы с медиатекстом;

— анализ текста как конечного результата журналистской деятельности, создание текста в различных жанрах, поиск информации в различных источниках;

— макетирование газеты и создание номера, включающего основные структурные элементы;

— умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах;

— умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения;

— умение оперировать формулировками, определениями;

Обучающиеся должны знать основные (ключевые) понятия журналистики, этапы ее развития, деление жанров согласно основным признакам (информационные, аналитические, художественно-публицистические), принципы организации редакции, владеть культурой речи.

Продолжительность реализации практики

1 год

Материально-техническое оснащение

  • Учебный класс
  • компьютер;
  • электронные ресурсы: программы, материалы на дисках;
  • аппаратура для проведения творческих командировок: цифровой фотоаппарат, диктофон;
  • стенды для макетирования газеты.
  • бумага для принтера,
  • блокноты;
  • ручки;
  • карандаши, краски, фломастеры;
  • ватманы.
  • карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
  • тематический материал периодической печати;
  • справочники;
  • словари;
  • наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;
  • различные периодические печатные издания;
  • тексты для редактирования.

Необходимый уровень подготовки педагогов

1 педагог дополнительного образования с высшей категорией, имеющий высшее профильное образование, владеющий приемами личностно-ориентированного обучения, проектными технологиями и технологиями наставничества.

Личностные достижения педагога

  1. Сертификат участника дистанционного конкурса учителей русского языка «Хранители русского языка 2023»,
  2. Благодарственное письмо Региональной медиашколы «СМИ БУДУЩЕГО 2.0» (2021),
  3. Благодарственное письмо ТГУ им. Г.Р. Державина (Институт образования и естественных наук) за помощь в организации Регионального конкурса «В литературу я влюблён навеки…» и подготовку победителей в двух номинациях (2025),
  4. Благодарственное письмо XXIV открытого интернет –фестиваля молодых читателей «СОЧИ-МОСТ 2025»,
  5. Благодарственное письмо образовательного портала «Ника» за подготовку победителей конкурса (2023, 2024, 2025),
  6. Ведомственная награда. Нагрудный знак «Молодость и профессионализм» 2023.

Перспективы практики

  • Обучение может помочь учащимся определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении.
  • Даёт возможность выбрать журналистику как будущую профессию.
  • Помогает развивать коммуникативные навыки и умения, пробовать себя в роли корреспондента, интервьюера.

Алгоритм действий при реализации практики

Программа рассчитана на обучающихся 14-16 лет. Группа может состоять из обучающихся одного возраста или быть разновозрастной, включать детей 14-16 лет. На обучение принимаются все желающие, независимо от интеллектуальных и творческих способностей детей.

Количество учащихся в группе 15 человек.

Объём программы —  72 ч.

Форма обучения — очная

Режим занятий: количество часов и занятий в неделю: 2 часа в неделю (72 часа в год), продолжительность занятий — 40 мин. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)

5 баллов

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

Недостаточные материально-технические возможности.

Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей

88%

Результативность реализации практики

  1. Диплом юнкора региональной медиашколы «СМИ Будущего 2.0» (1 ученик),
  2. Диплом победителя областного конкурса литературно-художественного творчества «Шедевры из чернильницы-2024» (1 ученик),
  3. Диплом 1 степени в номинации «Литературное творчество» региональной олимпиады обучающихся в системе дополнительного образования «Их имена история хранит» (2024) (1 ученик),
  4. Диплом победителя творческого конкурса на образовательном портале «НИКА» (2023-2 ученика, 2024-2 ученика, 2025-4 ученика),
  5. Диплом победителя регионального конкурса сочинений «В литературу я влюблён навеки…» (2025) 2 ученика (в двух номинациях),
  6. Диплом победителя открытого интеренет-фестиваля молодых читателей «СОЧИ-МОСТ 2025» (1 ученик)
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее - Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" - небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако, это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен