Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания
Большая дорога жизни, добра и света, удивительного мира творчества и познания

Дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектуал»

Развитие познавательных и творческих способностей школьников, подготовка их к участию в интеллектуальных играх

Категории: 

Тэги: , ,

Автор (держатель) практики

ФИО: Караваев Сергей Александрович
Контактный телефон: 8(47545)2-03-70; 8-980-671-68-99
Адрес электронной почты: karavaev-s@mail.ru
Регион: Тамбовская область
Адрес образовательной организации: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Липецкое шоссе, д. 240
Наименование образовательной организации (полностью, в соответствии с уставом): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр краеведения и туризма» города Мичуринска
Должность: Заведующий военно-патриотическим отделом, педагог дополнительного образования

Информация о практике

Направленность дополнительного образования

Социально-педагогическая

Название практики

Дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектуал»

Краткое описание

Развитие познавательных и творческих способностей школьников, подготовка их к участию в интеллектуальных играх

Форма проведения

Очная

Направления деятельности

Дополнительные общеразвивающие программы

Целевая аудитория

Дети среднего школьного возраста;

дети старшего школьного возраста

Единовременное вовлечение детей при реализации практики (указать максимальное количество единовременного вовлечения детей)

15  человек

Возрастные ограничения (от 1 до 100 лет)

от 13 до 17 лет

Цель практики

Содействовать развитию интеллектуально-творческих, познавательных способностей учащихся через вовлечение их в совместную интеллектуальную деятельность

Задачи практики

Образовательные:

расширить кругозор учащихся;

обучить навыкам построения логической цепочки;

научить учащихся мыслить нестандартно;

знакомство с методом «мозгового штурма»;

познакомить с терминологией различных игровых турниров, классификацией вопросной базы;

научить правильно классифицировать задания и вопросы интеллектуальных турниров;

познакомить с правилами, регламентом спортивных, игровых турниров, уставом элитарного интеллектуального клуба;

научить выполнять командные и индивидуальные функции игроков;

сформировать исследовательские навыки.

Развивающие:

способствовать развитию познавательных процессов: памяти, образного и логического мышления, внимания, воображения, наблюдательности;

развивать навыки поиска правильных ответов и решения логических задач; способствовать развитию у учащихся навыков коллективной и индивидуальной деятельности.

Воспитательные:

способствовать воспитанию личностных качеств учащихся: трудолюбия, ответственности, коллективизма, способности к саморазвитию, ответственного отношения к коллективному делу

Краткое обоснование актуальности практики

В настоящее время перед Россией поставлена задача перехода на инновационный путь развития, что предусматривает сохранение и наращивание интеллектуального потенциала страны. В качестве главного «двигателя» инновационных преобразований может выступить молодежь, как самая активная часть населения, которая более гибко адаптируется к изменяющимся социально-экономическим условиям, включается в общественные процессы и является наиболее мобильной. Культурный потенциал населения находится в тесной взаимосвязи с интеллектуальным потенциалом, который формируется и развивается в определенных социально-культурных условиях. Основой культурного потенциала являются ценности людей, которые во многом определяют развитие личности и, в частности, творческих и интеллектуальных возможностей.

Для того чтобы стать успешной, гармоничной, всесторонней личностью, интеллектуальное развитие является обязательным условием. Чтобы направить молодежь в интеллектуальное русло, необходима форма, способная заинтересовать юных граждан. Такой формой, без сомнения, являются интеллектуальные игры.

Методология практики

В образовательном процессе используются технологии: развивающего обучения, игровые технологии, информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.

Программа предполагает использование различных форм занятий (занятие-лекция, занятие-беседа, занятие-мини-конференция, занятие-игра и др.) и методов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, поисковый). В ходе проведения занятий используются не только групповая, но и мелкогрупповая работа, а также различные формы индивидуального сопровождения

Ожидаемый результат (какие компетенции формируем, что имеем на выходе и т.д.)

Предметные:

знать терминологию различных игровых турниров, классификацию вопросной базы,

формы проведения и регламент игровых, спортивных турниров, устав элитарного интеллектуального клуба;

обладать навыками поиска правильных ответов и решения логических задач;

владеть методом «мозгового штурма»; находить главное, существенное в вопросах;

знать способы работы с каждым видом вопросов;

уметь правильно строить индивидуальную и коллективную работу за игровым столом; выполнять командные и индивидуальные функции игроков турниров.

Личностные:

уважительное отношение к иному мнению; умение проявлять инициативу и самостоятельность в достижении поставленной цели;

стремление к самообразованию, умение мыслить нестандартно;

развиты этические чувства, познавательный интерес к новому предметному материалу.

Метапредметные:

осуществлять поиск необходимой информации, запоминать ее и применять во время интеллектуальных состязаний; доказывать и обосновывать свою точку зрения;

применять полученные знания на практике; уметь быстро решать конкретную задачу; взаимодействовать в микросоциуме.

Продолжительность реализации практики

2 года

Материально-техническое оснащение:

Учебный класс;

ноутбук – 1;

мультимедиа проектор – 1;

экран – 1;

бумага и ручки;

методические рекомендации по организации и проведению интеллектуальных игр https://moskvasirius.ru

Необходимый уровень подготовки педагогов:
количество задействованных педагогов и/или иных специалистов;
необходимый уровень подготовки, компетенций и навыков педагогических и/или иных работников

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы; высшее или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы

Личностные достижения педагога

Дипломант Всероссийской блиц-олимпиады «Правовая компетентность педагога в соответствии с ФГОС» (2017);

дипломант Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогических работников, приуроченного к 130-летию рождения А.С.Макаренко (2018)

Перспективы практики

Проведение интеллектуальных турниров для школьников муниципалитета, создание аналога интеллектуального клуба с постоянным составом школьных команд (не менее 1 от каждой образовательной организации) и регламентом, близким к элитарному.

Алгоритм действий при реализации практики

Образовательная деятельность строится в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Объем освоения программы – 108 часов в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 академических часа каждое.

Программой предусмотрены входная диагностика знаний, текущий контроль и итоговая диагностика.

Учебные группы формируются из обучающихся 5-11 классов, желающих участвовать в интеллектуальных играх

Степень сложности реализации практики (от 1 до 10 баллов)

5 баллов

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы

Недостаточное финансирование выездов на конкурсные мероприятия и соревнования всероссийского и международного уровней

Уровень удовлетворенности и заинтересованности родителей

96%

Результативность реализации практики

Учащиеся объединения «Интеллектуал» являются:

победителями областного синхронного турнира по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» среди школьных команд Тамбовской области «Интеллект-наследие» (2017) (6 человек);

победителями муниципального этапа открытого Чемпионата по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?» «Весенний бриз» среди школьных команд Тамбовской области (2017, 2018, 2019) (8 человек);

призерами полуфинального и финального этапов открытого Чемпионата по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?» «Весенний бриз» среди школьных команд Тамбовской области (2017, 2018, 2019) (8 человек);

победителями муниципального и регионального этапов  областного конкурса исследовательских работ учащихся по краеведению «Моя земля, мои земляки…» (2019) (1 человек)

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее - Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию "cookie" - небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Вы можете отказаться от использования "cookie", выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако, это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Я согласен